Экипаж 70-й (Гродненской) ООАЭ (КВС Рыжаковский П.И., второй пилот Моргун Ю.Ф., здесь и далее все фамилии изменены)) в день происшествия после прохождения медосмотра в н.п. Роготно Дятловского р-на Гродненской области прибыл на оперативный аэродром для полетов на АХР в совхозе Роготно. Из-за неисправности погрузчика производственные полеты не были начаты. Для получения прогноза погоды и осмотра подлежащих обработке полей экипаж, без имеющихся на то оснований, в нарушение НПП ГА-78, самовольно произвел взлет. После посадки, задавшись целью перелета на оперативную точку н.п. Малюшица Кореличского р-на, с которой на полях колхоза им. Калинина работал экипаж КВС Зенкевича Л.С., для получения разрешения на этот перелет, КВС Рыжаковский позвонил в а/п Гродно к-ру АЭ Климуку В.В., который дал ему запрет. Игнорируя его, экипаж между 15 и 16 часами вылетел без задания, прогноза погоды и связи с а/д Роготно на а/д Малюшица (42 км северо-восточнее а/д Роготно), взяв на борт авиатехника Лещинского В.М. и тракториста совхоза Соловенко В.В.
В это время действовал выданный АМСГ а/п Гродно корректировочный прогноз погоды с 14:30 до 21:00, который экипаж не запрашивал. Он предусматривал по всем районам Гродненской области: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, разорванно-слоистая 100-200 м, дымка, туман волнами, видимость 1000-2000 м, в тумане менее 1000 м, ветер 260-280° 4-7 м/с. Данный прогноз погоды был нелетным.
По показаниям экипажа, они выполняли полет в течение 50 минут по маршруту Роготно - ст. Выгода - Дворец - Новогрудок - Кореличи - Малюшица. Ко времени прилета экипажа Рыжаковского экипаж Зенкевича в 16:33 полеты прекратил, ссылаясь на получение нелетного прогноза погоды. Встретившись с прилетевшим экипажем Рыжаковского, работавший в Малюшице экипаж (КВС Зенкевич Л.С., второй пилот Швед В.А., авиатехник Корейко Э.С.) организовал распитие спиртных напитков (факт употребления спиртных напитков КВС Рыжаковским и вторым пилотом Моргуном комиссией не установлен). На аэродроме Малюшица экипаж Рыжаковского находился до 19 часов. Затем, по-прежнему не имея прогноза погоды, при визуальном наблюдении ухудшения видимости, не приняв предложения Зенкевича остаться на ночевку и не учитывая приближение захода солнца, Рыжаковский вновь произвел самовольный вылет с целью полета на свой аэродром Роготно. На борту находились авиатехник Лещинский и тракторист Соловенко. Через 2-3 минуты после взлета самолет вошел в туман. Вместо единственно правильного решения в данной ситуации набрать высоту, установить связь и взять курс на оборудованный РТС аэродром (Вильнюс, Минск или Гродно), экипаж, боясь, что факты нарушения станут известны, в тумане, на малой высоте, беспорядочно меняя курс, пытался определить место самолета. Это кончилось тем, что в 19:33, через 9 минут после захода солнца самолет столкнулся с деревьями, росшими на возвышенности в 2 км юго-юго-западнее н.п. Басино Новогрудского р-на (22 км северо-западнее Малюшицы), и при ударе о землю скапотировал, разрушился и частично сгорел. Экипаж и авиатехник, получившие ранения, сумели покинуть самолет. Тракторист погиб в огне.
Фактическая погода за 19:00 в а/п Новогрудок - туман, видимость 200 м.
Медицинское освидетельствование КВС, второго пилота и авиатехника, проведенное в больнице в 0:45, показало отсутствие в их крови алкоголя. Судебно-медицинская экспертиза установила содержание в крови и моче погибшего тракториста 1,6 и 1,7‰ алкоголя (средняя степень опьянения).
|