Экипаж 238 летного отряда с авиатехником на борту произвел взлет с базового аэродрома Джалал-Абад в 09:22 мск (12:22 местного времени) с целью перелета на аэродром АХР «Комсомол» Базар-Курганского р-на Ошской области.
Прогноз погоды по маршруту Джалал-Абад - Нарын ГЭС, на котором находился данный аэродром АХР, с 07-10-13 часов предусматривал: полет в холодном фронте с волнами, облачность 3-6 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700-900 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, умеренная болтанка, дымка, дым, видимость 4-6 км, горы открыты.
Прогноз погоды по площадям 1-4 (маршрут полета проходит в зоне №2) с 5 до 11 часов предусматривал: холодный фронт, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, дождь, дымка, видимость 3-5 км, ветер 260-280° 5-8 м/с, горы закрыты.
Прогноз погоды по маршруту отвечал ПВП и минимуму КВС, по площадям был хуже ПВП. Таким образом, командир самолета принял решение о вылете по нелетному прогнозу погоды. Диспетчер АДП выпуск самолета по нелетному прогнозу не предотвратил, не указал высоту полета в задании на полет, согласно штурманского расчета, не потребовал соответствующей метеодокументации у КВС при оформлении задания на полет. Диспетчер КДП МВЛ не настоял перед диспетчером АДП о запрете вылета, при УВД после взлета самолета не дал экипажу конкретных условий выхода и безопасную высоту полета.
Трасса проходит через горный перевал. При подходе к горному массиву на отдельных участках скорость фронтов уменьшалась, что привело к развитию волновой деятельности на фронтах. На наветренных склонах за счет динамического подъема воздуха происходило дополнительное его охлаждение, в результате чего образовались туманы на склонах и слоистая облачность высотой 100-150 м от поверхности земли. Фактическая погода по высоте облаков не соответствовала прогнозу.
Произведя взлет с МК=190°, экипаж правым разворотом с набором высоты вышел на заданный маршрут, не набрав расчетной безопасной высоты. Барограф экипаж не включал. В 09:28, встретив ухудшенную видимость, экипаж принял решение о возврате и доложил об этом диспетчеру КДП МВЛ. Между 09:28 и 09:31 экипаж дважды запрашивал обратный пеленг, но из-за низкой высоты полета самолета за перевалом радиопеленгатор АРП-6 оказался неэффективным, метки самолета не было. Диспетчер КДП получить пеленг не мог и дал команду экипажу о наборе высоты. После запоздалого решения о возврате, при выполнении левого разворота для выхода на обратный курс самолет попал в туман, резко ухудшилась видимость. В 09:31 самолет на высоте 970 м столкнулся со склоном горы высотой 1 163 м западнее н.п. Сузак (10,5 км с азимутом 248° от а/д вылета) в ущелье хребта Кара-Киякыр (40°53’ СШ, 72°51’ ВД). Видимость в этом районе в момент АП, по показаниям местных жителей, составляла 20 м. Место катастрофы обнаружено через 3 часа. Самолет находился в перевернутом положении разрушенным. Поисковая группа нашла в обломках самолета тяжело раненого авиатехника, который скончался по пути в больницу (КВС и второго пилота на автомашине уже отвезли в больницу местные жители). Второй пилот скончался в больнице 20 февраля.
|