|
|
|
Катастрофа Ка-26 а/к Николаев-Аэро в Одесской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 сентября 2010 г.
Страна: Украина
Место происшествия: Одесская область, Великомихайловский район, близ н.п. Полезное
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: UR-24368
Авиакомпания: Николаев-Аэро
|
|
|
|
|
Описание |
КВС выполнил контрольный полет на высоте 80-100 м (по показаниям свидетелей) с целью проверки ремонтных работ на газопроводе по заявке «Прикарпаттрансгаза». На борту находился служебный пассажир (оператор) Заказчика. На этапе захода на посадку на высоте 25-30 м произошел отрыв верхней лопасти несущего винта. Вследствие этого наступил дисбаланс, который привел к отрыву редуктора от фюзеляжа вертолета. В условиях работающих двигателей и большого количества топлива в баках, возник пожар корпуса вертолета, который уничтожил его. Оторванный от вертолета редуктор с вращающимся винтом под небольшим углом упал на землю на расстоянии 30 метров от фюзеляжа. В данном случае командир ВС не мог влиять на дальнейшее развитие событий.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
UR-24368 |
Государство регистрации ВС |
Украина |
Дата выпуска ВС |
23.10.1976 |
Заводской номер ВС |
7605713 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Николаев-Аэро |
Государство регистрации авиакомпании |
Украина |
Пункт вылета |
Лиманское |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Лиманское |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По результатам расследования комиссия установила: При анализе предыдущего этапа подконтрольной эксплуатации (ПКЭ) лопастей несущего винта на данном вертолете выявлено, что работы по допуску к очередному этапу ПКЭ комплекта лопастей № 19909, 19917,19937, 19970,20644,20650 выполнялись в установленном Решением Госавиаадминистрации № ДС-2-10/Ка-26-2010 от 30.03.2010 г. порядке.
30.03.10 в работах по оценке технического состояния комплекта лопастей № 19909, 19917, 19937, 19970, 20644,20650 с целью допуска к очередному этапу ПКЭ принимали участие заместитель директора-начальник отдела и ведущий инженер государственного предприятия "Укр.ЦЭАТ".
На основании результатов исследований, проведенных на государственном предприятии "Антонов" (№ 1М0745 от 16.12.2010), сделаны следующие выводы:
- исследование места слома лонжерона указывает на длительные циклические нагрузки и на развитие "усталостного" разрушения в передней и нижней стенках лонжерона;
- результаты рентгенографических исследований носовых частей фрагментов лопастей указывают на наличие трещин, раковин и иных дефектов противофлаттерного балансира, которые при скоростях оборотов несущего винта, равных критическим по условиям возникновения флаттера, могли привести к возникновению автоколебаний лопасти и, как следствие, к ее разрушению.
В соответствии с выводами Научного центра поддержания летной годности воздушных судов (Россия):
- разрушение лопасти № 19937 верхнего несущего винта вертолета на пересечении против стыка секций №№ 5 и 6 имеет "усталостный" характер и началось от внешней поверхности нижней стенки лонжерона;
- причиной возникновения в лонжероне лопасти "усталостной" трещины стало снижение "усталостной" прочности лонжерона, наиболее вероятно, через повреждение его материала ("деламинацию") при одноразовом воздействии на лопасть нагрузок, вызвавших разрушение соединения нижних обшивок секций №№ 5 и 6 с лонжероном;
- нарушение клеевого соединения по пересечению стыка секций № 5 и 6 вызванного деформацией лопасти, наиболее вероятно в плоскости взмаха.
Учитывая, что 09.07.10 в районе аэропорта Николаев наблюдался шквалистый ветер, гроза, сильный дождь, а в соответствии с формуляром вертолета и паспортов винтов вертолет в это время находился на стоянке в базовом аэропорту Николаев, вероятно, что именно в это время лопасть винта получила воздействие нерасчетных нагрузок.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии, причиной катастрофы стал отрыв части лопасти верхнего несущего винта на высоте 25-30 метров, с последующим полным разбалансированием несущей системы и отрывом от фюзеляжа редуктора с подредукторной рамой. Отрыв части лопасти верхнего несущего винта произошел из-за "усталостного" разрушения лонжерона лопасти в задней нижней стенке между 5 и 6 отсеками, которое возникло вследствие:
- нарушения клеевого соединения по пересечению стыка секций №№ 5 и 6, вызванного деформацией лопасти, наиболее вероятно в плоскости взмаха;
- нарушения соединений нижних обшивок секций 5 и 6 в лопасти несущего винта № 19937;
- повреждения материала лонжерона ("деламинация") при одноразовом воздействии на лопасть нагрузок, вызвавших разрушение соединения нижних обшивок секций №№ 5 и 6 с лонжероном лопасти несущего винта № 19937;
- возникновения в лонжероне лопасти несущего винта "усталостной" трещины в результате снижения прочности на усталость, вызванной эксплуатационными факторами.
Выявить начало развития «усталостной» трещины в лонжероне лопасти несущего винта №19937 при существующих технологических процедурах невозможно.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|