Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 УГАЦ в Курске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 апреля 1975 г.
Время:  14:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Курская область, близ а/п Курск
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-29374
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Курский ОАО
 


Описание
    Экипаж 170 летного отряда выполнял АХР по внесению минеральных удобрений на поля колхоза им. К. Маркса Курского р-на Курской области с базового аэродрома Курск.
    Утренние полеты экипаж начал в 08:45. До обеда выполнено 12 полетов. После обеда (с 13:10 до 14:00) экипаж произвел 13-ый взлет с МК=60° в 14:16. Все взлеты в этот день выполнялись не от начала ИВПП (длина 1 520 м), а на удалении 540 м от ее начала. В направлении взлета с курсом 60°, на расстоянии 900 м от конца ИВПП начинается постепенное повышение местности с лесным массивом (в районе падения самолета превышение над уровнем ВПП 35 м). Взлет производился на режиме работы двигателя несколько больше номинального (Рк=950 мм рт.ст., n=2100 об/мин) с отклоненными на 20° закрылками при боковом ветре слева под углом 60° со скоростью 6 м/с. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    В процессе набора высоты до 50 м, по заявлению экипажа, вертикальная скорость набора стала уменьшаться с 1,7 м/с до 0,5 м/с, а приборная скорость полета уменьшилось до менее 120 км/ч. У экипажа создалось впечатление, что при нормальной работе двигателя и нормальных показаниях приборов не хватает тяги для сохранения профиля полета с набором высоты. Такое уменьшение скорости набора высоты и скорости полета, согласно аэродинамическому анализу ГосНИИ ГА, при нормально работающем двигателе на номинальном режиме и данном полетном весе (5 174 кг) возможно только при переводе самолета после отрыва в набор высоты на углах атаки ~ 15-16° при скорости полета 85 км/ч. Продолжая полет на этом режиме по горизонту на высоте 40-50 м по высотомеру и оказавшись над лесным массивом с истинной высотой полета над препятствиями 10-15 м, КВС дал полностью вперед сектор газа и довыпустил закрылки на угол 37°. Увеличение мощности двигателя до взлетного не могло преодолеть дополнительного сопротивления от почти выпущенных закрылков, что привело к потере скорости и снижению самолета. Видя непосредственную угрозу столкновения с лесом, КВС начал разворачивать самолет вправо, в сторону принижения рельефа. Однако в процессе отворота, теряя скорость и высоту, самолет задел правой полукоробкой крыльев за дерево высотой 20 м. Пролетев еще 100 м, с углом 60-70° он упал в лес на левую полукоробку крыльев и загорелся. Получивший ранения средней тяжести второй пилот с помощью подоспевших радиотехников с БПРМ вытащил из горящего самолета КВС, который от полученных ожогов скончался через 7 дней в больнице.
    Катастрофа произошла в 14:18 на удалении 1 890 м от конца ВПП и в 285 м правее ее оси. Фюзеляж самолета сгорел полностью по 15 шпангоут и обгорел до 26 шпангоута.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29374
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.12.1966
Заводской номер ВС 1G79-05
Наработка ВС (часы) 6185
Наработка ВС (циклы) 24233
Силовая установка К 1520272


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Курский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курск
Пункт назначения Курск
Начальный пункт маршрута Курск
Конечный пункт маршрута Курск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является нарушение РЛЭ Ан-2 и неграмотные действия командира самолета, выразившиеся в переводе самолета после отрыва в набор высоты на углах атаки, близких к критическим, запоздалом использовании взлетной мощности двигателя и в довыпуске закрылков до 37°, что привело к потере скорости и высоты полета, столкновению с деревьями и падению в лес.
    Летному происшествию способствовало:
    - выполнение взлета с отклоненными на 20° закрылками при боковом ветре;
    - неиспользование для взлета всей длины ВПП и взлетной мощности двигателя;
    - низкий уровень организации работы этого экипажа на АХР и неудовлетворительный контроль за его работой со стороны командно-летного состава;
    - недостатки в организации УВД в Курском ОАО;
    - самовольное включение КВС в состав экипажа малоопытного второго пилота (налет 90 часов) вместо заболевшего второго пилота с ложным объяснением молодому второму пилоту, что вопрос замены согласован с командованием.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.