|
|
|
Катастрофа Ан-2 УГАЦ в Курске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 апреля 1975 г.
Время: 14:18
Страна: СССР
Место происшествия: Курская область, близ а/п Курск
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-29374
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Курский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 170 летного отряда выполнял АХР по внесению минеральных удобрений на поля колхоза им. К. Маркса Курского р-на Курской области с базового аэродрома Курск.
Утренние полеты экипаж начал в 08:45. До обеда выполнено 12 полетов. После обеда (с 13:10 до 14:00) экипаж произвел 13-ый взлет с МК=60° в 14:16. Все взлеты в этот день выполнялись не от начала ИВПП (длина 1 520 м), а на удалении 540 м от ее начала. В направлении взлета с курсом 60°, на расстоянии 900 м от конца ИВПП начинается постепенное повышение местности с лесным массивом (в районе падения самолета превышение над уровнем ВПП 35 м). Взлет производился на режиме работы двигателя несколько больше номинального (Рк=950 мм рт.ст., n=2100 об/мин) с отклоненными на 20° закрылками при боковом ветре слева под углом 60° со скоростью 6 м/с. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
В процессе набора высоты до 50 м, по заявлению экипажа, вертикальная скорость набора стала уменьшаться с 1,7 м/с до 0,5 м/с, а приборная скорость полета уменьшилось до менее 120 км/ч. У экипажа создалось впечатление, что при нормальной работе двигателя и нормальных показаниях приборов не хватает тяги для сохранения профиля полета с набором высоты. Такое уменьшение скорости набора высоты и скорости полета, согласно аэродинамическому анализу ГосНИИ ГА, при нормально работающем двигателе на номинальном режиме и данном полетном весе (5 174 кг) возможно только при переводе самолета после отрыва в набор высоты на углах атаки ~ 15-16° при скорости полета 85 км/ч. Продолжая полет на этом режиме по горизонту на высоте 40-50 м по высотомеру и оказавшись над лесным массивом с истинной высотой полета над препятствиями 10-15 м, КВС дал полностью вперед сектор газа и довыпустил закрылки на угол 37°. Увеличение мощности двигателя до взлетного не могло преодолеть дополнительного сопротивления от почти выпущенных закрылков, что привело к потере скорости и снижению самолета. Видя непосредственную угрозу столкновения с лесом, КВС начал разворачивать самолет вправо, в сторону принижения рельефа. Однако в процессе отворота, теряя скорость и высоту, самолет задел правой полукоробкой крыльев за дерево высотой 20 м. Пролетев еще 100 м, с углом 60-70° он упал в лес на левую полукоробку крыльев и загорелся. Получивший ранения средней тяжести второй пилот с помощью подоспевших радиотехников с БПРМ вытащил из горящего самолета КВС, который от полученных ожогов скончался через 7 дней в больнице.
Катастрофа произошла в 14:18 на удалении 1 890 м от конца ВПП и в 285 м правее ее оси. Фюзеляж самолета сгорел полностью по 15 шпангоут и обгорел до 26 шпангоута.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-29374 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
18.12.1966 |
Заводской номер ВС |
1G79-05 |
Наработка ВС (часы) |
6185 |
Наработка ВС (циклы) |
24233 |
Силовая установка |
К 1520272 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Курский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Курск |
Пункт назначения |
Курск |
Начальный пункт маршрута |
Курск |
Конечный пункт маршрута |
Курск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы является нарушение РЛЭ Ан-2 и неграмотные действия командира самолета, выразившиеся в переводе самолета после отрыва в набор высоты на углах атаки, близких к критическим, запоздалом использовании взлетной мощности двигателя и в довыпуске закрылков до 37°, что привело к потере скорости и высоты полета, столкновению с деревьями и падению в лес.
Летному происшествию способствовало:
- выполнение взлета с отклоненными на 20° закрылками при боковом ветре;
- неиспользование для взлета всей длины ВПП и взлетной мощности двигателя;
- низкий уровень организации работы этого экипажа на АХР и неудовлетворительный контроль за его работой со стороны командно-летного состава;
- недостатки в организации УВД в Курском ОАО;
- самовольное включение КВС в состав экипажа малоопытного второго пилота (налет 90 часов) вместо заболевшего второго пилота с ложным объяснением молодому второму пилоту, что вопрос замены согласован с командованием.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|