|
|
|
Катастрофа Ан-2 Уральского УГА близ Уржума |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 декабря 1973 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Кировская область, близ Уржума
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-40521
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское УГА, Кировский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 174 летного отряда выполнял пассажирский рейс по маршруту Киров – Шурма – Плотбище – Киров. Взлет в а/п Киров произведен в 08:57. Загрузки на борту не было. Полет проходил по ПВП на высоте 400 м по приведенному давлению.
Прогноз погоды по маршруту (08:00 – 15:00) предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, высококучевая 4-5 км, многослойная, 4-7 баллов разорванно-дождевая высотой 100-200 м, осадки, дымка, видимость 2-4 км, кратковременно 1500 – 2500 м, в облаках интенсивное обледенение.
В 09:30 экипаж доложил диспетчеру а/п МВЛ Уржум о входе в зону на высоте 400 м и попросил разрешение на пролет на Шурму – Плотбище. В 09:46 экипаж запросил фактическую погоду а/п Уржум. Диспетчер передал: высота облачности 200 м, видимость 10 км, давление 746 мм рт.ст. Получив от экипажа подтверждение о принятой погоде, диспетчер отметил обратный пеленг самолета 185°.
В 09:50 экипаж доложил пролет а/п Уржум на высоте 400 м. В 09:58 (находясь примерно в 25 км восточнее Уржума) экипаж передал диспетчеру а/п Уржум: «Обратный мне дай, обратный. Возвращаюсь, ничего тут не видно». В связи с неблагоприятными метеоусловиями а/п Уржум за 09:55 (высота облачности 140 м, гололедное состояние) диспетчер дал экипажу команду следовать на запасной аэродром Кильмезь и передал его фактическую погоду: облачность 10/10 слоистая 280 м, видимость 10 км, ветер 200° 5 м/с. Экипаж погоду принял. В дальнейшем на неоднократные вызовы диспетчера экипаж не отвечал. Поиски с воздуха не могли быть организованы из-за сложных метеоусловий. Самолет найден через двое суток наземными поисками по трассе в 10 км восточнее а/п Уржум (между н.п. Шевнино и Санаторный) на заснеженном поле полностью разрушенным и сгоревшим по 20 шпангоут. Экипаж погиб.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40521 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
06.06.1967 |
Заводской номер ВС |
1G83-24 |
Наработка ВС (часы) |
5918 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЛ 1415104 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское УГА, Кировский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киров |
Пункт назначения |
Шурма |
Начальный пункт маршрута |
Киров |
Конечный пункт маршрута |
Плотбище |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что решение на вылет принято командиром экипажа в соответствии с требованиями НПП ГА-71 (прогноз погоды был не хуже минимума КВС). Полет до Уржума проходил в метеоусловиях, соответствующих прогнозируемым, на безопасной высоте. На участке полета Уржум – Шурма погода ухудшилась, что подтверждается данными о погоде в а/п Уржум за 09:55, сообщением экипажа «возвращаюсь, ничего тут не видно» и опросом местных жителей, которые сообщили, что в это время шел сильный мокрый снег и видимость была плохая. Эти данные свидетельствуют, что прогноз погоды по маршруту на участке Уржум – Шурма не оправдался. Прогноз погоды был скорректирован только в 10:00 и он предусматривал нелетную погоду по ПВП из-за обледенения в осадках.
Примерно в 09:58, экипаж из-за резко ухудшившейся видимости принял решение на возврат. Высоту полета и условия, в которых происходил разворот и дальнейший полет до падения установить не удалось, так как барограф найден разрушенным, а лента сгорела. Удар о землю произошел с правым креном 50°, скольжением, отрицательным углом тангажа около 20° и работавшим на повышенном режиме двигателем. На разрушенных приборах зафиксирован курс 275°, давление на левом высотомере 746 мм рт.ст., АРК-5 настроен на ОПРС Кильмезь.
В 10 м от места удара о землю найден кусок льда толщиной 25 мм, имеющий форму, эквидистантную форме крыла самолета. Толщина льда и внешняя шероховатость свидетельствуют о наличии обледенения в осадках, что привело к сильному обледенению самолета и потере управляемости. Характер столкновения с землей и разрушения самолета подтверждает данные выводы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось обледенение самолета, которое вызвало потерю управляемости.
Сопутствующей причиной явился неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ Кирова.
Основным виновником данной катастрофы является экипаж, который выполнял полет в условиях обледенения и принял запоздалое решение на возврат.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|