|
|
|
Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА в а/п Томск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 сентября 1973 г.
Время: 17:02
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Томск (Богашёво)
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-41913
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Томский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 119 летного отряда выполнил рейсы №103/104 по маршруту Томск – Колпашево – Парабель – Каргасок – Томск на Ан-2 №41913. Вылет произведен в 05:45 мск. В состав экипажа включен командир звена для провозки КВС по трассе. Экипаж также был запланирован на аэродромную тренировку с 04:30 до 16:00 на Ан-2 №92871. В 13:03, завершив рейсовый полет, экипаж произвел посадку в а/п Томск. Командир звена принял решение производить тренировку на загруженном самолете №41913, на борту которого осталась почта весом 594 кг, не выгруженная из-за неоперативности СОП. Предварительную и предполетную подготовку к данным полетам с экипажем производил зам. к-ра АЭ. Перед полетом к-р звена предупредил руководителя полетов, что будет летать по кругу с имитацией отказа двигателя. Взлет произведен в 13:38 мск при фактической погоде: облачность 6/6 кучевая, слоисто-кучевая 1000 м визуально, видимость 10 км, ветер 200° 8 м/с, порывы 11 м/с. В первом полете экипаж заходил на посадку с имитацией на грунтовую полосу на прямой с уходом на второй круг. Второй и третий полеты выполнены по кругу с посадкой на ГВПП. В четвертом полете была дана имитация отказа двигателя до первого разворота и на предпосадочной прямой с посадкой. После выполнения пятого полета по кругу экипаж в 13:59 произвел взлет. На высоте первого разворота к-р звена доложил диспетчеру подхода о взлете и полете по кругу на высоте 300 м. В 14:02 экипаж на вызов не ответил. Самолет обнаружен на территории аэродрома в 230 м от торца южного конца ВПП с МК=116°. Все находившиеся на борту погибли. По показаниям очевидцев, самолет на высоте 100-120 м вошел в левый разворот с креном 15-20° и после выполнения первого разворота, не выходя из крена, пошел на снижение с одновременным левым разворотом в сторону ВПП и увеличением крена до 30°. В таком режиме полета, пройдя положение, обратное курсу взлета, началось резкое снижение с одновременным увеличением крена. Самолет с неработающим двигателем и прогрессирующим левым креном развернулся и столкнулся с землей левой верхней плоскостью. Разрушаясь при движении по земле с МК=40°, самолет развернулся на курс 240°, остановился разрушенным и частично сгорел (по 10 шпангоут). Перед падением экипаж закрыл 4-х ходовой бензиновый кран.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-41913 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.03.1952 |
Заводской номер ВС |
12147307 |
Наработка ВС (часы) |
15272 |
Наработка ВС (циклы) |
11785 |
Силовая установка |
1414413 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Томский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Томск (Богашёво) |
Пункт назначения |
Томск (Богашёво) |
Начальный пункт маршрута |
Томск (Богашёво) |
Конечный пункт маршрута |
Томск (Богашёво) |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Установлено:
1) Оба троса управления рулем высоты имеют обрыв прядей на расстоянии 100 мм от места соединения со штурвальной колонкой;
2) Тросовая проводка от правой штурвальной колонки имеет разрыв троса на вертикальном участке между нижней и верхней группами роликов на 5-м шпангоуте на расстоянии 1680 мм от оси крепления, второй трос правой штурвальной колонки защемлен между передним роликом колонки и щекой крепления роликов;
3) Триммер элерона левой верхней плоскости деформирован и отклонен вверх на 47°, тяга разрушена.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) В связи со значительным разрушением самолета от удара о землю и пожара истинную причину летного происшествия установить не удалось.
2) Расследованием установлено, что в полете на участке от первого до второго разворота возникла аварийная обстановка, что подтверждается очевидцами. Самолет, не выходя из левого крена, продолжил снижение до удара о землю. Двигатель был выключен экипажем перед падением.
3) Наиболее вероятной причиной ЛП могло быть защемление троса управления элеронами в правой штурвальной колонке между роликом и щекой колонки в момент выполнения разворота.
4) Способствующие причины:
а) Неудовлетворительная организация выполнения тренировочных полетов в 119 ло;
б) Неудовлетворительная организация контроля за техническим обслуживанием самолетов в АТБ;
в) Низкий уровень организации по координированию взаимодействия работы всех служб аэропорта по обеспечению полетов в предприятии.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|