|
|
|
Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе а/п Норильск (Алыкель) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 июня 1970 г.
Время: 13:18
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Таймырский АО, 9 км севернее а/п Норильск (Алыкель)
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-66926
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Норильский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 251 летного отряда выполнял десантно-съемочный полет по линии строящегося газопровода Мессояха – Норильск по заявке СМУ-5 треста Заполярьегаз, совмещенный с тренировкой второго пилота с левого сиденья. Полет планировался по маршруту а/п Валек – р-н АДС– Валек – трасса газопровода – Мессояха – Валек. Перед АП командир вертолета доложил о входе в зону АДП а/п Алыкель и попросил разрешения на пролет аэропорта севернее, по линии газопровода. Затем, во время полета на высоте 200 м по стандартному давлению, вертолет начал кабрировать. Скорость горизонтального полета снизилась со 140 км/ч до 60-70 км/ч. На вмешательство экипажа в управление вертолет продолжал увеличивать угол тангажа. Из прогрессирующего кабрирования вертолет был выведен путем уменьшения мощности двигателя (сбросом ручки «шаг-газ»). В этот момент вертолет перешел на снижение по крутой спирали. Экипаж, чтобы избежать прямого столкновения с землей, в непосредственной близости от нее, резко взял ручку «шаг-газ» на увеличение мощности двигателя. Вертолет перешел на хвост и столкнулся с землей хвостовым винтом и концевой балкой под углом 30-40°. Затем, падая на фюзеляж, задевая лопастями несущего винта за грунт и разрушая их, вертолет упал на левый борт и загорелся. При столкновении с землей разрушились фюзеляж, хвостовая и концевая балки, хвостовой и несущий винты. Двигатель и часть приборного оборудования сгорели. Пожар локализован экипажем, пассажирами, подоспевшими работниками насосной станции и охотником-любителем. Один служебный пассажир погиб от удара о блоки связной радиостанции, расположенной около сиденья №1. 3 пассажира получили тяжелые ранения, 1 легкие ранения, командир вертолета невредим, второй пилот легко ранен, бортмеханик тяжело ранен. Катастрофа произошла в 13:18 местного времени в заснеженной тундре на 58 км железнодорожной линии Норильск – Дудинка, в 9 км севернее а/п Алыкель.
Эксцентриковый болт качалки управления распределительным золотником командного агрегата БУ-10П на месте установке отсутствовал и был обнаружен в редукторном отсеке. Корончатая гайка болта, шайбы и шплинт не обнаружены. В феврале 1970 г. вертолет проходил капитальный ремонт на АРЗ №403.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
5 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-66926 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.01.1960 |
Заводской номер ВС |
0589 |
Наработка ВС (часы) |
5178 |
Наработка ВС (циклы) |
8113 |
Силовая установка |
9036028 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Норильский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Валек |
Пункт назначения |
Валек |
Начальный пункт маршрута |
Валек |
Конечный пункт маршрута |
Валек |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы комиссии: Причиной катастрофы явилась потеря продольной управляемости вертолетом по причине выпадения эксцентрикового болта из качалки управления распределительным золотником командного агрегата гидросистемы и отсутствие возможности у экипажа управлять вертолетом и благополучно завершить полет при этой неисправности. Болт выпал по причине отворачивания корончатой гайки, не зашплинтованной 20.02.70 на АРЗ №403.
Виновник АП: АРЗ №403, выдавший в эксплуатацию после капитального ремонта в феврале 1970 г. вертолет с дефектом гидросистемы – без шплинта на корончатой гайке эксцентрикового болта качалки управления распределительным золотником агрегата БУ-10П продольного управления вертолетом.
Представители завода №403 категорически не согласились с выводами комиссии, заявляя, что вертолет не мог быть выпущен с данным дефектом, и потребовали проведения исследований по установлению истинной причины выпадения болта в ГосНИИ ГА.
ГосНИИ ГА впоследствии установил, что выпадение болта БУ-5101Ю произошло в результате разрушения штифтов ТО2-38 из-за постановки их с зазором. Кроме этого, было обнаружено несоответствие между чертежом БУ-10000П (где указана «прессовка» штифта ТО2-38) и допусками на изготовление качалки №10501П, штифта ТО2-38 и болта БУ-5101Ю, в связи с чем не исключается возможность увеличения зазоров в этих соединениях.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|