|
|
|
Катастрофа Ан-10 Украинского управления ГВФ в а/п Львов |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 ноября 1959 г.
Время: 19:06
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Львовская область, близ а/п Львов
Тип ВС: Ан-10
Регистрация ВС: CCCP-11167
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Рейс: 315
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 86 ОАО 16 ноября 1959 г был назначен для выполнения четырех рейсов по маршрутам Киев-Львов, Львов-Москва, Москва-Львов и Львов-Киев. В третьем рейсе взлет в а/п Внуково произведен в 16:48. Эшелон полета был 7 000 м. Полет проходил нормально. После установки связи с АДС Львов экипаж получил разрешение на снижение и условия посадки – курс посадки 135°, бетон, давление 730,1 мм рт.ст., ветер 140° 6 м/с, НГО 120 м, видимость 3 км. Экипаж выполнял заход на посадку без отклонений от установленной схемы. КВС доложил пролет ДПРМ на высоте 200 м. Между ДПРМ и БПРМ на высоте около 110 м после выхода из облаков на визуальный полет при правильной траектории снижения самолет резко перешел на пикирование и столкнулся с землей на заснеженном поле. Столкновение с землей произошло строго в створе ВПП без крена под углом около 25° с недолетом до БПРМ 1 000 м (2 100 м от начала ВПП). После удара самолет перевернулся, взорвался, полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 50 м по направлению движения. Катастрофа произошла в 19:06 мск. Фактическая погода на 19:00 – облачность 10 баллов, слоистая, высотой 120 м, гололед, видимость 3 км, ветер 140° 6 м/с, t=-1°С, влажность 97%. Фактические метеоусловия создавали возможность обледенения в облаках. Закрылки были выпущены на максимальный угол.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
32 |
32 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-10 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-11167 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.06.1959 |
Заводской номер ВС |
9401402 |
Наработка ВС (часы) |
277 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н2932115 Н2932121 Н2932116 Н2932113 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
315 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Внуково) |
Пункт назначения |
Львов |
Начальный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
Конечный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия сделала следующий вывод (впоследствии оказавшийся ошибочным): Возникновение отрицательных перегрузок у внутренних силовых установок в результате непроизвольного снятия с упора воздушных винтов внутренних двигателей и уборки РУД за проходную защелку для уменьшения скорости планирования самолета (в обломках был найден электрощиток управления постановкой и снятием винтов с упора с переведенным переключателем положения «Внутренние винты сняты с упора» и стопорные планки в положении «расстопорено»). Такое положение стопорной планки и неудобное расположение щитка могло привести к случайному переводу командиром экипажа переключателя при работе со щитком самолетно-переговорного устройства после пролета ДПРМ. Включение сигнальных лампочек экипаж мог не заметить. Затем, не зная о снятии винтов с упора, КВС перевел РУД за проходную защелку либо для уменьшения скорости планирования, либо поскольку указатель скорости давал завышенные показания из-за обледенения приемника указателя скорости, либо в результате некоторого превышения скорости при выходе из облачности. Обнаружив резкое торможение и снижение скорости, КВС перевел РУД на повышенный режим и взял штурвал на себя, но ввиду малой высоты эти действия не могли предотвратить резкое снижение. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Через 3 с небольшим месяца в этом же аэропорту произошла катастрофа самолета Ан-10А СССР-11180 при аналогичных обстоятельствах. Последующими исследованиями была выявлена склонность Ан-10 при посадке в условиях обледенения с выпущенными закрылками к т.н. "клевку" - самопроизвольному резкому переходу в пикирование из-за выхода стабилизатора на закритические углы атаки, вызванного уменьшением критического угла стабилизатора при его обледенении. В РЛЭ были внесены изменения, запрещающие выпуск закрылков более чем на 15° в условиях обледенения. Эффективность ПОС стабилизатора была увеличена.
Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева. |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|