Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8 Батагайского АП концерна Якутавиа в районе Депутатского
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  11 июля 1991 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 25 км от Депутатского
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22569
Авиакомпания:  Якутавиа
 


Описание
    Экипаж выполнял аэронавигационные полеты по заявке Депутатского ГОК с целью выполнения аварийно-спасательных работ по восстановлению ЛЭП. В 10:50 мск вертолет произвел взлет с площадки Омчикондя на н.п. Уяндино, а в 11:12 произвел взлет с Удяндино на Депутатский. О взлете экипаж доложил диспетчеру УВД. В расчетное время вертолет в а/п Депутатский не прибыл, на вызовы диспетчера и других экипажей не отвечал.
    Организованными поисками вертолет был обнаружен разрушенным в 25 км от Депутатского. Все пассажиры и экипаж остались живы, 6 пассажиров в результате грубого приземления получили легкие травмы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 14 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22569
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.09.1979
Заводской номер ВС 7814
Наработка ВС (часы) 13517
Наработка ВС (циклы) 17970
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Якутавиа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что в день происшествия экипажем произведено 16 посадок, 8 из которых, в том числе посадка на месте АП службе движения не докладывались и в задании на полет не предусматривались. При полете от Уяндино на Депутатский вертолетом управлял проверяющий. В полете представитель заказчика попросил экипаж выполнить полет вдоль ЛЭП с целью обнаружения вездехода с ремонтной бригадой и посадки к нему. После обнаружения вездехода и пролета над ним на высоте 30-40 м и скорости 160 км/ч, проверяющий левым отворотом с гашением скорости полета до 135 км/ч начал строить маневр для правого разворота. При этом он перевел вертолет в правый крен до 27° и сбросил общий шаг НВ до 4°, увеличивая угол тангажа с -6° до 0°, при этом скорость (135 км/ч на момент начала ввода в разворот) в течение 10 секунд уменьшилась до 0 км/ч. С этого момента вертолет вошел в волчкообразное вращение с радиусом разворота от 30 до 0 м на скорости 60…0 км/ч с постоянно отрицательным тангажом, достигающим значения -16° с правым креном 27…20°, которое продолжалось в течение 26 секунд с постоянным снижением с высоты менее 50 м. Попытка проверяющего увеличить мощность двигателей с целью перевода вертолета в режим горизонтального полета не дала положительных результатов. На скорости 20 км/ч при взятии ручки общего шага с 5° обороты НВ уменьшились с 93% до 88%.
    Поняв, что вывести вертолет из создавшейся ситуации увеличением мощности двигателей невозможно из-за массы вертолета, значительно превышающую максимально допустимую для данных условий, проверяющий в непосредственной близости земли вывел вертолет из правого крена на скорости 60 км/ч и в течение 4 секунд выдерживал вертолет у земли в зоне влияния воздушной подушки. Вероятно, в этот момент вертолет ударился передним колесом о землю. Он отошел от земли с увеличением оборотов НВ до 95,5% (ОШНВ=6°). При отсутствии избытка мощности двигателей и наличии впереди по курсу склона поросшей лесом возвышенности высотой 22 м продолжить полет не представлялось возможность. Проверяющий, видя безысходность ситуации, попытался произвести посадку перед собой. Он погасил скорость до 0 км/ч, увеличивая угол тангажа до +11°, и увеличил общий шаг с 5,8° до 6,5°. При этом обороты НВ уменьшились с 95,5% до 92%, что привело к самопроизвольному снижению ВС с высоты 15…20 м. Проверяющий увеличил общий шаг до 10° и создал посадочное положение, уменьшая тангаж до 2-4°. При этом обороты НВ уменьшились до 88%. Вертолет грубо приземлился с незначительной поступательной скоростью с левым скольжением, которое перед касанием было парировано созданием правого крена 10°. После первого касания вертолет отделился от земли и повторно грубо приземлился с левым вращением, развернувшись на 260°. Проверяющий при этом удерживал общий шаг в положении 11° по УШВ, что привело к увеличению мощности двигателей до взлетной. Произошла деформация хвостовой балки и ее разрушение лопастями НВ.
    После приземления часть груза, находившегося на борту, была снята и увезена на вездеходе в лес с целью сокрытия фактической массы вертолета. Комиссии с помощью работников МВД удалось установить количество и характер загрузки. Она составила: 13 взрослых пассажиров и 1 ребенок, 2 гильзы дизель-генератора по 180 кг, 1 крышка головки дизель-генератора – 200 кг, 2 бочки с рыбой по 30 кг, мешок с солью 50 кг. Посадочная масса вертолета составила 10 795 кг. Максимально допустимая для условий посадки 9 500 кг. Груз был не закреплен, пассажиры не пристегнуты.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП БЧЖ явилась недисциплинированность экипажа, выразившаяся в нарушении п. 4.14.6, 4.14.7 РЛЭ Ми-8 в части выполнения эволюций ВС на высоте менее установленной, а также выдерживание скорости полета менее минимально допустимой с посадочной массой вертолета более максимально допустимой для данных условий


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.