Экипаж прошел предполетную подготовку к полету по маршруту Депутатский – Джахтардах – Депутатский. КВС принял решение на вылет на провезенную площадку Джахтардах, но затем, по просьбе представителя Заказчика (совхоза «Селяняхский»), безрассудно изменил намеченный пункт посадки на Уяндино (расположенный на данной трассе на удалении 43 км от Депутатского). При этом он не имел допуска по подбору посадочных площадок с воздуха, о своем решении и.о. к-ра АЭ не информировал. Второй пилот об изменении пункта посадки узнал перед вылетом, но, не желая обострять отношения с КВС, дал молчаливое согласие на выполнение данного полета. Бортмеханик о данном изменении узнал только во время полета.
Экипаж произвел взлет в 02:13 мск, а в 02:25 доложил диспетчеру КДП а/п Депутатский о начале снижения на точку, расчетное время посадки 02:30, стоянка 10 минут.
Осмотр, заход на посадку и посадка в н.п. Уяндино выполнялась экипажем с нарушением установленных требований.
После высадки 11 пассажиров и приема на борт 3 пассажиров (1 взрослого и 2 детей) КВС, не имея инструкторского допуска с левого сиденья при пилотировании вертолета вторым пилотом, передал ему управление, также не имеющему допуска к пилотированию вертолета на взлете и посадки. После передачи управление КВС за органы управления не держался.
На стоянке вертолет неравномерно погрузился колесами в мягкий грунт (левое колесо на 31 см, правое – на 22 см, переднее на 8 см), что создало незначительное кренение ВС влево (на -1°9’) и угол тангажа на пикирование (-1°27’) при выполнении взлета с площадки. Второй пилот при взятии ручки общего шага несущего винта (ОШНВ) недостаточно отклонил ручку циклического шага (РЦШ) вправо и несвоевременно заметил тенденцию к кренению вертолета влево из-за боковой реакции поверхности земли на колеса основных стоек шасси. Первым из грунта вышло правое колесо, что привело к энергичному кренению вертолета влево. Второй пилот реагирует на это отклонением РЦШ вправо до упора и уменьшением ОШНВ. Это, в условиях нахождения вертолета в безразличном равновесии привело к соударениям лопастей НВ с упорами. Второй пилот принял стук лопастей по упорам за тряску ВС и в следующий момент увеличил ОШНВ, что привело к резкому кренению и опрокидыванию вертолета влево через ось «левое колесо – переднее колесо». КВС не успел вмешаться в управление вертолетом из-за: - малого опыта работы; - того, что не держался за органы управления; - скоротечности и неожиданности возникновения и развития ситуации.
Вертолет разрушился. КВС, бортмеханик и взрослый пассажир получили серьезные телесные повреждения. Второй пилот получил ушибы, оба ребенка не пострадали.
|