|
|
|
Катастрофа Ан-2 филиала НИИ Тепловых процессов МОМ СССР в Свердловской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 июня 1970 г.
Время: 18:00
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, Тавдинский р-н, оз. Бол. Индра
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-93925
Авиакомпания: Министерство общего машиностроения СССР, филиал НИИ Тепловых процессов, г. Ниж. Салда
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж (пилот-инструктор Артеминцев и ст. пилот Романов, здесь и далее все фамилии изменены) в 06:53 вылетел из Верхней Салды на площадку озера Бол. Индра. (Романов находился в отпуске, но дал согласие на участие в полете). На борту находилось 11 служебных пассажиров. Полет был организован с разрешения руководства предприятия в выходной день для вывоза на отдых и рыбалку командированных из Москвы специалистов ЦКБЭМ. Вместо Романова правое сиденье занимал пассажир Царев, начальник отдела ЦКБЭМ (который якобы когда-то летал). После посадки в Индре (аэродром расположен на юго-западном берегу озера) Романов остался на земле, а Артеминцев и пассажир Царев выполнили 4 полета в Тавду (48 км от посадочной площадки Индра) с целью перевезти рыбу из Индры на рыбозавод.
Затем было запланирован перелет из Индры в Верхнюю Салду. На борту находилось 13 взрослых пассажиров и 1 ребенок, а также 150 кг рыбы в виде ручной клади. На правом пилотском сиденье опять находился Царев. Одним из последних в самолет зашел Романов, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он прошел в пилотскую кабину, где между ним и Артеминцевым произошла ссора. Затем Романов два раза ударил Артеминцева рукой по лицу. Артеминцев выключил двигатель и сказал Романову, чтобы тот шел на место, в противном случае Артеминцев не полетит. Романов ушел в пассажирскую кабину.
Артеминцев включил двигатель и в 16:00 мск начал взлет с МК=280°. Погода при взлете: облачность средняя, видимость 10 км, ветер 260° 4 м/с. Центровка самолета составляла 36% САХ, фактический полетный вес – 5 420 кг, при максимальном полетном весе 5 250 кг. В процессе взлета, пробежав 200 м, самолет отделился от земли и перешел в набор высоты с последующим резким увеличением угла набора. С высоты около 15 м в результате выхода на срывной режим и потери управляемости самолет свалился на левое крыло с резким переходом на пикирование. Перед срывом самолета режим двигателя был резко снижен до малого газа. После удара о землю в зарослях кустарника самолет загорелся. 5 взрослых пассажиров и пилот Романов успели выскочить из самолета, открыв входную дверь. Артеминцев, Царев и остальные пассажиры погибли. Самолет полностью сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
14 |
9 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-93925 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
ноябрь 1955 |
Заводской номер ВС |
15747314 |
Наработка ВС (часы) |
8953 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
122147 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Министерство общего машиностроения СССР, филиал НИИ Тепловых процессов, г. Ниж. Салда |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Верхняя Салда |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Верхняя Салда |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено, что командир самолета Артеминцев находился в состоянии алкогольного опьянения 1-й степени, а пассажир Царев – в легкой степени алкогольного опьянения.
Падению самолета способствовало отсутствие крепления мест багажа пассажиров и неиспользование пассажирами привязных ремней при взлете, что привело к смещению загрузки назад и дальнейшему увеличению центровки самолета при резком переходе в набор высоты.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной летного происшествия явился взлет с перегрузкой и задней центровкой, превышающей предельно допустимую.
Другие причины:
- состояние алкогольного опьянения командира самолета Артеминцева;
- нахождение пассажира Царева в состоянии легкого алкогольного опьянения на правом пилотском сиденье вместо второго пилота;
- невыполнение ст. пилотом Романовым должностных обязанностей второго пилота;
- отсутствие крепления багажа и неиспользование привязных ремней пассажирами при взлете самолета;
- наличие серьезных недостатков в организации летной работы авиазвена.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|