|
|
|
Катастрофа Ан-2 Восточно-Сибирского УГА в Лунинском районе Пензенской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 декабря 1969 г.
Время: 10:35
Страна: СССР
Место происшествия: Пензенская область, Лунинский район, дер. Сандерки
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-35083
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
24 ноября два экипажа 199 летного отряда были направлены в а/п Львов для получения и перегонки самолетов Ан-2 на базу в Нижнеудинск. 29 ноября экипаж в составе КВС Васильева (зам к-ра аэ), второго пилота Соколова с авиамехаником Арданковым (здесь и далее все фамилии изменены) на Ан-2 №35083, а экипаж в составе КВС Полякова (к-ра звена), второго пилота Савельева с авиатехником на Ан-2 №35082, вылетели из Львова в Сумы. 30 ноября экипажи долетели до а/п Курск, где из-за плохих метеоусловий остались до 8 декабря. В этот день они вылетели и долетели до Пензы.
9 декабря, после 18-ти часового отдыха в гостинице, оба экипажа провели предполетную подготовку и получили диспетчерское разрешение на вылет до Казани. В 10:12 Ан-2 №35082 произвел взлет и взял курс на поворотный пункт трассы Лунино с набором высоты 550 м по приведенному давлению 777 мм рт.ст. В 10:15 произвел взлет Ан-2 №35083.
Прогноз погоды по маршруту Пенза – Казань с 10 до 14 часов предусматривал: ясно, дымка, видимость 4-6 км. Фактическая погода, переданная с борта, была: ясно, видимость 20 км.
В 10:32 КВС Ан-2 №35082 доложил пролет Лунино. В 10:34 доложил пролет Лунино и экипаж Ан-2 №35083. После прохода Лунино Ан-2 №35082 взял курс на поворотный пункт Лаишево (МПУ=37°) и установил связь с «Пензой-Контроль». В дальнейшем была установлена связь и с бортом №35083.
Спустя 1,5-2 минуты после пролета Лунино экипаж Ан-2 №35082 почувствовал колебания самолета, на что второй пилот Савельев (находившийся на левом сиденье) своевременно среагировал и тут же увидел выходящие из под самолета под углом вправо в непосредственной близости винт, капоты и плоскости другого Ан-2, который набирал высоту. Второй пилот энергично взял штурвал на себя с отворотом влево и тут же почувствовал удары, началась тряска самолета. Экипаж уменьшил мощность двигателя, перевел самолет на планирование с одновременным докладом службе движения о вынужденной посадке, подобрал площадку и благополучно приземлился. На земле экипаж увидел Ан-2 №35083 разрушенным. Все находившиеся на борту погибли. Самолет с большим углом ударился о землю мотором и перевернулся. Катастрофа произошла в 10:35, около дер. Сандерки Лунинского р-на Пензенской области (58 км с азимутом 12° от а/п Пенза).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35083 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
12.11.1969 |
Заводской номер ВС |
1G111-09 |
Наработка ВС (часы) |
10 |
Наработка ВС (циклы) |
4 |
Силовая установка |
К 15099134 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Пенза (Терновка) |
Пункт назначения |
Казань |
Начальный пункт маршрута |
Пенза (Терновка) |
Конечный пункт маршрута |
Казань |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
На Ан-2 №35082 обнаружена желтая краска от киля на нижних поверхностях подкосов левой половины шасси, следы краски голубого и желтого цветов на левой стороне капота двигателя, что соответствует цветам краски хвостового оперения Ан-2 №35083. Все 4 лопасти воздушного винта имеют глубокие вырывы со следами желтой и голубой краски.
На Ан-2 №35083 обнаружено, что киль, часть руля поворота и правая сторона стабилизатора разрушены винтом Ан-2 №35082 и разбросаны на значительном удалении от места падения самолета.
Очевидцы, работавшие в поле, показали, что самолеты шли друг за другом в непосредственной близости с дальнейшим приближением и подходом Ан-2 №35083 под Ан-2 №35082.
Установлено, что пролет Лунино самолетом Ан-2 №35083 передан неправильно, с завышением времени. Фактически пролет был раньше, что также говорит о догоне. В процессе расследования установлено, что при следовании до Пензы зам. к-ра аэ Васильев также допускал случаи обгона самолета командира звена Полякова. Так, за 25 минут до подлета к Пензе, Васильев в непосредственной близости обошел Ан-2 №35082. В а/п Пенза к-р звена Поляков предупредил зам. к-ра аэ о неправильных действиях и попросил разрешения лететь вторым, на что Васильев не отреагировал и опять послал его первым.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явились хулиганские действия в воздухе со стороны зам. к-ра аэ Васильева, выразившиеся в обгоне самолета Ан-2 №35082 в непосредственной близости, что привело к их столкновению и разрушению самолета Ан-2 №35083. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|