|
|
|
Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА в районе Хову-Аксы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 августа 1969 г.
Время: 09:45
Страна: СССР
Место происшествия: Тувинская АССР, 13 км южнее Хову-Аксы
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-41971
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Рейс: 545
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 132 летного отряда выполнял рейс №545/546 по маршруту Кызыл – Хову-Аксы – Кызыл. В состав экипажа для проверки командира по самолетовождению был включен старший штурман Тувинского ОАО.
Прогноз погоды по маршруту Кызыл – Хову-Аксы с 04:30 до 10:30 предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 500-700 м от высшей точки рельефа, средняя, дождь, видимость более 10 км, во второй половине срока 4-6 км, нулевая изотерма 2 300 м, в облаках и осадках обледенение, горы частично закрыты осадками.
По пункту посадки Хову-Аксы с 04:30 до 10:30 – облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 1000-1500 м, средняя, видимость более 10 км, ветер 300° 5-8 м/с, горы частично закрыты облаками и осадками.
Взлет в а/п Кызыл произведен в 09:12 местного времени. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 1 ребенок. После взлета самолет лёг на расчетный курс и набрал безопасную высоту 1 940 м по давлению 760 мм рт.ст.
В 09:23 экипаж, получив прямой истинный пеленг 216° (указывающий на нахождение на линии пути), закончил связь с а/п Кызыл и перешел на связь с МДП. В 09:40 экипаж вышел на связь с радистом площадки Хову-Аксы и получил направление и скорость ветра у земли. В ответ экипаж потребовал полную информацию о погоде. Радист передал: облачность 10 баллов высотой 1 700 м, видимость 30 км, тихо, горы на юге закрыты облачностью. В дальнейшем связь с бортом прекратилась. Не имея связи с самолетом, радист решил, что экипаж не прошел перевал с максимальной отметкой 1 651 м и вернулся в Кызыл, о чем и сообщил в а/п Кызыл. По получении этого сообщения, в 09:50, было организованы поиски самолета, который был обнаружен 27 августа в 12:47 на удалении 13 км от Хову-Аксы с азимутом 183° на склоне горы высотой 2 591 м на высоте 1 940 м в хвойном редколесье (кепраче) в разрушенном состоянии. Все находившиеся на борту погибли. Самолет столкнулся с горой на скорости 190-200 км/ч, в горизонтальном полете без крена. Фюзеляж полностью разрушился по 15-й шпангоут и находился в 15 м от места первого удара, выше по склону горы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
11 |
11 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-41971 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
18.03.1953 |
Заводской номер ВС |
13347311 |
Наработка ВС (часы) |
14362 |
Наработка ВС (циклы) |
16547 |
Силовая установка |
К 1425694 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
545 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Тувинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кызыл |
Пункт назначения |
Хову-Аксы |
Начальный пункт маршрута |
Кызыл |
Конечный пункт маршрута |
Хову-Аксы |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено: после взлета и набора высоты самолет производил полет по линии пути до удаления 50 км от Кызыла. Информация об условиях полета от экипажа не поступала. Поскольку самолет имел устойчивую связь с площадкой Хову-Аксы, то он находился над долиной и следовал в направлении горы 2 591 м до столкновения с ее склоном в 09:45. Площадка Хову-Аксы, кроме КВ и УКВ радиостанции, другого навигационного и приборного оборудования не имеет. Радиолокационный контроль за движением самолета из а/п Кызыл при полете на данной высоте и удалении невозможен.
КВС Ан-2 №3162 в 09:00 передал, что высота облачности в районе Хову-Аксы 700-800 м и горы закрыты облачностью.
Вышеизложенные факты, а также, что:
а) экипаж имел устойчивую связь по УКВ с площадкой Хову-Аксы (был над долиной реки Элегест);
б) потребовал полную погоду пункта посадки;
в) положение самолета в момент удара, где местность позволяла с расстояния 100 м от склона сделать отворот вправо или влево на 15-20° от направления полета и избежать лобового удара о выступ хребта и уйти в ущелье – позволяет сделать вывод, что самолет в последние минуты полета находился в облачности.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилось столкновение самолета с горой из-за нарушения экипажем минимальной погоды по трассе и вхождения в облачность при полете в горах.
Способствующие причины:
1) Несовершенство способа определения высоты облачности на посадочной площадке Хову-Аксы. Данная на борт высота облачности 1 700 м дезориентировала экипаж и способствовала продолжению полета в облаках в надежде выйти на визуальный полет;
2) Неоправдавшийся прогноз погоды в конце маршрута по высоте облачности;
3) Недостаточный анализ метеообстановки со стороны командного состава ОАО и службы движения. Наличие в прогнозе погоды по маршруту и пункту посадки данных, что горы частично закрыты облаками и осадками, должно было ориентировать экипаж и службу движения на более тщательный анализ погоды в процессе полета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|