Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Полярного УГА близ Тикси
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 сентября 1969 г.
Время:  20:27
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ Тикси
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-44984
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Полярное управление ГА, Тиксинская ОАЭ
Рейс:  Т-2
 


Описание
    Экипаж Тиксинской ОАЭ Полярного УГА выполнял рейсы Т-1 и Т-2 по маршруту Тикси – Хара-Улах – Борогон – Тикси. Взлет в а/п Тикси произведен в 07:02 мск.
    Прогноз по а/п Тикси с 06:15 предусматривал: облачность 7 баллов, слоисто-кучевая 400-600 м, верхняя кромка 1000-1500 м, слабый снег, видимость 6-10 км, ветер 240-260° 10-13 м/с, порывы 15 м/с, в облаках обледенение. Экипаж произвел посадки в Хара-Улахе, Борогоне и снова в Хара-Улахе. Перед посадкой в Хара-Улахе в 10:04 экипаж получил указание от РДП о направлении самолета на ночёвку в Булун, так как а/п Тикси закрылся по метеоусловиям. Экипаж принял самовольное решение на не предусмотренный заданием дополнительный полет в Борогон с целью перевозки листов железа и одного пассажира. Взяв в Борогоне еще трех пассажиров, следовавших до Тикси, экипаж вылетел в 10:40 в Борогон. Посадка там произведена в 11:30. Сняв загрузку и пассажира, экипаж в 11:50 вылетел из Борогона и через Хара-Улах направился в Булун. В это время РДП двусторонней связи с самолетом не имел, так как передающий радиоцентр был обесточен. Лишь в 12:45 через самолет Ан-12 №12925 на борт Ан-2 было передано указание о ночёвке в Хара-Улахе, так как Булун к этому времени также закрылся по метеоусловиям. В этот момент времени Ан-2 находился на подходе к Хара-Улаху, посадку там в сумеречное время не произвел (ночного старта нет) и направился в закрытый а/п Тикси через а/п Булун, не выполнив указание РДС.
    В 13:50 экипаж вышел на связь с РДП на удалении 110 км с азимутом 192° от а/п Тикси, находясь на эшелоне 1 800 м, и передал, что направляется к ним. Служба движения а/п Тикси была вынуждена принять самолет на закрытый аэродром, так как запасных аэродромов не было. На запрос о наличии обледенения экипаж ответил, что обледенения нет, и получил указание следовать на приводную радиостанцию на высоте 1 800 м. По запросу диспетчера экипаж сообщил остаток топлива 200 л.
    В 14:20, на удалении 20 км от а/п Тикси, экипаж сообщил, что трясет двигатель, и запросил разрешение на снижение. Диспетчер разрешил снижение до высоты 1 500 м.
    На снижении экипажу были даны условия посадки: облачность 10 баллов, вертикальная видимость по прибору 220 м, ветер 250° 8-11 м/с, давление 764 мм рт.ст., курс посадки 203°.
    В 14:25:45, на удалении 16 км, экипаж доложил, что температура головок цилиндров упала до 80°. Диспетчер разрешил экипажу снижение до 1 200 м. Экипаж в ответ передал, что пока не будет торопиться со снижением и в крайнем случае сядет с прямой.
    В 14:22:45, на удалении 12 км, экипаж передал, что температура головок цилиндров снизилась до 70°.
    В 14:23:45, на удалении 10 км, экипаж доложил, что будет рассчитывать заход на посадку с прямой.
    В 14:24:30, на удалении 7,5 км, экипаж доложил снижение до высоты 900 м, на удалении 5 км, в 14:25:30, доложил, что проходит над бухтой и наблюдает пароход, высота 300 м.
    В 14:25:50, на удалении 4 км, диспетчер разрешил снижение до высоты 200 м, на что экипаж ответил: «Вас понял» и больше на связь не выходил.
    В 14:26:10 диспетчер по радиолокатору определил удаление 3 км и передал его экипажу. Экипаж подтверждения не дал и на последующие вызовы не отвечал.
    Организованными поисками самолет был обнаружен в разрушенном и затопленном состоянии в бухте Тикси в 2,5 км от аэродрома с МК=150° (между аэропортом и о-вом Бруснева). На верхней левой плоскости, выступавшей из воды, находился пассажир, который был доставлен в больницу. Остальные 2 пассажира и 3 члена экипажа погибли. Катастрофа произошла ночью в СМУ, в 20:27 местного времени.
    Фактическая погода в а/п Тикси в момент происшествия: облачность 10/10 слоисто-кучевая высотой 190 м по прибору, видимость 1 300 м, снегопад, ветер 245° 8-11 м/с.
    Самолет приводнился с углом около 10°, с небольшим левым креном, на скорости около 140-160 км/ч. Аварийная обстановка произошла примерно за 45-50 секунд до столкновения с водной поверхностью на высоте менее 300 м.
    При подъеме самолета установлено, что двигатель и кабина пилотов отделились от фюзеляжа. Двигатель находился в 11 м впереди слева от фюзеляжа, кабина – впереди справа от фюзеляжа в 6 м.
    После подъема самолета из воды, при разборке двигателя обнаружено:
    1) зависание выпускных клапанов цилиндров №1,3,8 и 9;
    2) разрушение наружной и внутренней пружин впускного клапана цилиндра №2;
    3) разрушение внутренних пружин впускных клапанов цилиндров №3,4 и 8.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44984
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1962
Заводской номер ВС 1G27-06
Наработка ВС (часы) 5515
Наработка ВС (циклы) 3918
Силовая установка К 14246112


Сведения о рейсе

Номер рейса Т-2
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярное управление ГА, Тиксинская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Борогон
Пункт назначения Тикси
Начальный пункт маршрута Тикси
Конечный пункт маршрута Тикси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При исследовании двигателя в ГосНИИ ГА установлено наличие грубых рисок на поверхностях пружин клапана впуска цилиндра №2 по причине производственного дефекта и коррозионные повреждения внутренних пружин клапанов впуска цилиндров №3,4 и 8. Разрушение пружин из-за коррозионных повреждений является распространенным дефектом двигателей АШ-62ИР, что связано, главным образом, с недостаточной стойкостью защитного кадмиевого покрытия пружин при работе и с отсутствием рекомендаций завода-изготовителя по восстановлению покрытия при ремонте двигателей. Зависание выпускных клапанов 4-х цилиндров явилось следствием уменьшения зазоров между штоками клапанов и направляющими втулками в результате отложения нагара на поверхностях втулок и штоков клапанов. Зависанию клапана в цилиндре №9 могла способствовать его деформация, допущенная при последней очистке направляющих от нагара в эксплуатационном подразделении. Зависание клапанов является массовым недостатком двигателей АШ-62ИР, связанным с недостаточной термической стабильностью масла МС-20, используемого в этих двигателях.
    Заключение ГосНИИ ГА:
    1) Разрушение пружин клапанов впуска цилиндров №2,3,4 и 8 обусловлено наличием производственных дефектов (на пружинах цилиндра №2) и коррозионных повреждений материала, снизивших их усталостную прочность; 2) Разрушение наружных и внутренних пружин клапана впуска цилиндра №2 и внутренних пружин клапанов впуска цилиндров №3,4 и 8, а также зависание клапанов выпуска в цилиндрах №1,3,8 и 9 привели к нарушению нормальной работы указанных цилиндров и нормальной работы двигателя (снижению температуры головок цилиндров, тряске, падению мощности).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Главной причиной катастрофы явился отказ в работе двигателя при заходе на посадку ночью в сложных метеоусловиях вследствие тряски и уменьшения температуры головок цилиндров, обусловленных усталостным разрушением пружин клапанов впуска в 4-х цилиндрах и зависанием клапанов выпуска в цилиндрах №1,3,8 и 9. Полет в условиях обледенения и связанного с этим обледенения карбюратора еще больше усугубил аварийную ситуацию, вызвал дальнейшее падение мощности двигателя и ухудшение аэродинамических качеств самолета.
    Способствующие причины:
    - отсутствие четкого и постоянного контроля за организацией летной работы со стороны к-ра Тиксинской ОАЭ;
    - недостаточная политико-воспитательная работа к-ра ОАЭ и зам. по политчасти с личным составом;
    - частые отключения электроэнергии, подающейся от морского порта Тикси к передающему радиоцентру, что приводит к потере управления движением самолетов;
    - отсутствие нормальной связи с площадками МВЛ и слабая метеоосвещенность района полетов;
    - грубые нарушения дисциплины экипажем: полет в облаках, невыполнение указаний службы движения, полет на закрытый по метеоусловиям аэродром, перевозка пассажиров в ночное время без допуска к данному виду полетов, выполнение непредусмотренного заданием полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.