|
|
|
Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА близ Енисейска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 августа 1979 г.
Время: 01:56
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 18 км южнее а/п Енисейск
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: CCCP-12963
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Норильский ОАО
Рейс: 22200
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 329 летного отряда выполнял рейс №22200. На борту находилось 6 авиационных контейнеров УАК-2,5 весом 1 920 кг. В нарушение НПП ГА-78 службой перевозок с согласия экипажа на рейс были оформлены, как служебные, 7 пассажиров (экипаж вертолета Ми-6 Красноярского ОАО, сотрудник КГБ и несовершеннолетний сын бортмеханика). Перед вылетом экипаж также взял еще трех неоформленных пассажиров (женщину с двумя детьми).
Взлет произведен в 19:22 мск 23 августа (23:22 мест. вр.). Полет проходил на эшелоне 7 800 м по трассе Норильск – Туруханск – Подкаменная Тунгуска – Енисейск – Красноярск. Через 2 часа 18 мин полета экипаж доложил службе движения а/п Енисейск об отказе всех двигателей и посадке у них. В 21:56 мск (01:56 24 августа мест. вр.) самолет потерпел катастрофу в 17,9 км от КТА Енисейск с азимутом 160° (58°19’20” СШ, 92°13’10” ВД). Все члены экипажа и 4 пассажира (три члена экипажа Ми-6 и женщина) погибли на месте. Остальные пассажиры получили тяжелые ранения и были эвакуированы с места происшествия утром 24 августа. Сын женщины, 1978 г.р., скончался в больнице в тот же день.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
10 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-12963 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.05.1969 |
Заводской номер ВС |
9346407 |
Наработка ВС (часы) |
18235 |
Наработка ВС (циклы) |
7006 |
Силовая установка |
Н2446020 Н27516074 Н2736111 Н2316033 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
22200 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Норильский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Норильск (Алыкель) |
Пункт назначения |
Красноярск |
Начальный пункт маршрута |
Норильск (Алыкель) |
Конечный пункт маршрута |
Красноярск |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссией установлено, что через 3 мин. после пролета привода а/п Енисейск на удалении 42 км от аэропорта с интервалом в 8 секунд (в 21:35:55 и 21:36:03) произошла остановка двигателей №3 и 4 с автоматическим флюгированием винтов. Экипаж выполнил все предусмотренные РЛЭ операции, в том числе, увеличил режим работы оставшихся двигателей до взлетного, снизился до 6 600 м в связи с невозможностью горизонтального полета на эшелоне 7 800 м с двумя работающими двигателями и в 21:38:32 доложил об отказе двигателей диспетчеру а/д Енисейск. Затем с интервалом в 52 сек через 2 часа 18 минут после взлета (в 21:39:21 и 21:40:13) произошла остановка двигателей №2 и 1 на удалении 75 км от а/п Енисейск. В 21:40:35 экипаж принял решение следовать в а/п Енисейск для вынужденной посадки и приступил к левому развороту на 180°. Самолет вышел из разворота в 21:43:10 на удалении 70 км от аэропорта и на высоте 5 000 м. Не имея однозначной информации от навигационных приборов из-за низкого напряжения в сети, вне видимости земли и естественного горизонта, экипаж со снижением развернул самолет больше необходимого. Затем, увидев в просветах облаков огни Енисейска, довернул самолет вправо. При этом экипаж выдерживал наивыгоднейшую скорость полета 290-310 км/ч, которая обеспечивала реализацию в полете максимального аэродинамического качества самолета и выдерживание минимальной скорости снижения, равной 5-10 м/с. В 21:46:15 на высоте 4000-4500 м экипаж запустил ВСУ ТГ-16М (после безуспешной попытки запустить ее на большей высоте полета) и в 21:47:17 попытался запустить двигатель №2 (безуспешно). ТГ-16М, проработав около 9 минут, самопроизвольно остановилась. В 21:51:08 экипаж доложил высоту полета 1 800 м. В 21:55:39 на высоте 600 м КВС понял, что долететь до а/п Енисейск не удастся, и принял решение о вынужденной посадке вне аэродрома. Темная безлунная ночь, дождь, пересеченная, покрытая лесом местность исключили возможность благополучной посадки. Посадка на лес производилась вслепую, при отсутствии визуальной видимости и невозможности осуществить маневр для выбора места посадки. Фары не включились из-за низкого напряжения в бортовой сети. Самолет столкнулся с деревьями под углом 8,5° без крена. По мере приближения к земле появился прогрессирующий левый крен, достигший 25-30° при столкновении с землей в 21:56:08. После столкновения с землей левой плоскостью и двигателем №1 на удалении 169 м от места первого касания деревьев самолет развернуло на 90° и при дальнейшем движении фюзеляж разрушился на три части (средняя часть от 14 до 43 шпангоута) и сгорел. В лесу образовалась просека длиной 293 м и шириной 30-40 м. Разброс обломков составил 273х27м. Местность в районе АП представляла собой заболоченную равнину, покрытую лесом с высотой деревьев до 25 м.
Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 9/4 балла кучево-дождевая 800 м визуально, средняя, дождь, видимость 10 км, тихо.
|
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что причиной выключения в полете четырех двигателей и ВСУ явилось попадание в топливную систему (ТС) некондиционного топлива. Проверка проб топлива, слитого на месте происшествия, показало содержание в них от 37 до 88% водного отстоя. Учитывая, что вода скапливается в нижней части баков, а подача топлива из баков в двигатели производится из самой нижней точки расходных баков, можно сделать вывод, что вода в ТС силовых установок попала в начале выработки одной из групп топливных баков самолета. Переключатели выработки топлива «автомат-ручное» про осмотре места происшествия находились в положении «автомат». По расшифровке записи МСРП-12-96 перехода на ручную выработку топлива в полете не было. Автоматический режим выработки был включен при вылете из а/п Норильск. По расчетам, к моменту остановки двигателей выработано 5 500 кг топлива, что соответствует началу выработки топлива из 3-ей группы баков при автоматической выработке.
В а/п Норильск самолет был дозаправлен топливом ТС-1+0,1% жидкости ТГФ-М в количестве 6 791 кг. В процессе заправки контроль состояния топлива бортмеханик и авиатехник осуществляли с нарушениями:
а) отстой топлива перед заправкой не сливался;
б) по контрольному талону кондиционность топлива перед заправкой не проверялась;
в) работы по сливу и проверке отстоя топлива из баков самолета после заправки выполнялись некачественно.
Служба ГСМ а/п Норильск допустила следующие нарушения:
а) заправка топливом самолета из резервуара №2 началась через 2 часа после его заполнения при высоте топлива 4,47 м в резервуаре (норма отстоя - 4 часа на 1 м);
б) система ЦЗС а/п Норильск предполагает дозировку жидкости ТГФ-М в расходные резервуары вместо ее подачи в поток топлива перед заправкой в самолет.
Выводы:
1) Попадание водного отстоя могло быть обусловлено особенностями конструктивного исполнения ЦЗС или отклонениями от ее нормальной эксплуатации.
2) В РЛЭ Ан-12 нет рекомендаций по действиям при отказе всех двигателей.
3) В документах МГА, регламентирующих порядок слива отстоя и определения качества авиационного топлива, имеются существенные недостатки.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является заправка самолета в а/п Норильск некондиционным топливом, что привело к останову четырех двигателей и вынужденной посадке на лес, в результате чего самолет столкнулся с деревьями, разрушился и частично сгорел. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|