Экипаж 148 летного отряда выполнял пассажирский рейс Горький – Варнавино -Ветлуга - Калинино (пос. им М.И. Калинина) – Шарья и обратно. Взлет в а/п Горький произведен в 08:01. На борту находилось 6 пассажиров и 69 кг багажа. Загрузка и центровка соответствовали установленным требованиям. Полет проходил в благоприятных метеоусловиях.
Посадка в Варнавино произведена в 08:46. На борт приняты 5 пассажиров и 450 кг багажа и груза. При этом два пассажира – начальник а/п Варнавино и гр-н Белов (фамилия изменена) и принадлежащий им груз яблок весом 420 кг не были оформлены. Взлет в а/п Варнавино произведен в 08:57 с полетным весом 5 430 кг (180 кг перегруз). Центровка была 35% САХ, что на 2% САХ больше предельно допустимой задней. Часть груза находилась в районе 15 шпангоута, а около 90 кг размещались за ним.
В 09:27 экипаж произвел посадку в а/п Ветлуга. 1 пассажир, следовавший из Горького, сошёл. На борт было посажено еще 8 человек. При этом только одному из них был выписан билет. К моменту вылета из а/п Ветлуга на борту находилось 18 пассажиров (при 12 пассажирских креслах) и 519 кг багажа и груза, из которых 9 пассажиров и 420 кг груза не были оформлены. Такая загрузка была допущена в результате преступных действий экипажа и начальника а/п Ветлуга.
Во время руления часть пассажиров перешла в район 15 шпангоута, создав еще более заднюю центровку (около 50% САХ). Командир самолета, зная, что на борту находится сверх установленной нормы 6 пассажиров, а перегруз составляет 680 кг, в 09:35 принял безрассудное решение производить взлет.
Фактическая погода при взлете была: ясно, видимость 50 км, ветер южный 3 м/с, температура воздуха +2…+3°С.
Пробежав 270 м, самолет оторвался от земли и резко перешел в набор высоты с большим углом. На высоте 5-10 м экипажем был убран газ, после чего самолет в трехточечном положении ударился о землю. При ударе основные и хвостовая стойки шасси разрушились. Самолет, продвинувшись по летному полю аэродрома 23 м с разворотом вправо на 30-40°, остановился в 65 м от границы летного поля и загорелся. Пожар возник в районе пилотской кабины, внизу, и быстро распространился внутри самолета. Двери пассажирской кабины при ударе самолета о землю были прижаты мешками и ящиками с яблоками, открыть их полностью было невозможно, вследствие чего все пассажиры и экипаж не смогли своевременно покинуть горящий самолет. Члены экипажа и 11 пассажиров (в т.ч. нач. а/п Варнавино) погибли в самолете, 1 пассажир умер от ожогов на четвертые сутки в больнице. 4 пассажира получили легкие и средние ожоги, 2 пассажира невредимы. Фюзеляж самолета сгорел по 21 шпангоут, в районе 23 шпангоута разрушен.
|