|
|
|
Катастрофа Ан-2 Камчатской авиагруппы Дальневосточного УГА на мысе Налычева |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 февраля 1966 г.
Время: 17:28
Страна: СССР
Место происшествия: Камчатская область, Елизовский район, мыс Налычева
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-79910
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 149 летного отряда выполнял спецрейс по заявке Южно-Камчатской геологоразведочной экспедиции по маршруту Халактырка – Мильково и обратно через контрольные пункты устье реки Жупанова, Жупановский комбинат (Жупаново) общей протяженностью 520 км.
Взлет в а/п Халактырка произведен в 14:38 местного времени. Прогноз погоды по трассе до Мильково с 14:30 до 19:00 предусматривал: полет в разрушающемся гребне, облачность 5-10 баллов средняя, видимость более 10 км, ветер 360° 2-4 м/с.
Общая синоптическая обстановка характеризовалась расположением циклона в Охотском море. Теплый фронт от центра циклона проходил по югу Камчатки. В 30-40 км юго-восточнее полуострова теплый фронт менял свой знак, проходя дальше на восток, как холодный фронт. Центр циклона смещался в юго-восточном направлении с дальнейшим углублением и обострением фронта. При метеоконсультации экипажа дежурный синоптик предусматривала ухудшение погоды в ближайшие 2-3 часа по западному берегу Камчатки.
Полет до Мильково проходил в хороших метеоусловиях, посадка произведена в 15:46.
В 15:50 дежурный синоптик составила штормовое предупреждение – фронтальное ухудшение погоды по трассе Халактырка – Жупаново сроком действия с 16:30 до 18:30 – облачность 7-10 баллов слоисто-дождевая 800-1000 м, снег, видимость 4-5 км. Командно-руководящим составом в а/п Халактырка было принято решение все находящиеся в Мильково, и прибывающие туда самолеты оставить на ночевку, так как данный прогноз погоды был хуже минимума трассы (НГО=1000 м, видимость 10 км).
В 16:05 (через 27 минут после посадки) КВС запросил диспетчера РДС о разрешении вылета в Халактырку, сообщив, что погода по трассе была «отличная». Диспетчер сказал «быть на связи» и запросил о погоде вертолет Ми-4 №29061, который в данный момент летел по трассе. Тот ответил, что облачность средняя, верхняя, слабая дымка, видимость 30-40 км, ветер западный 25-30 км/ч, снега нет, и добавил, что Ан-2 из Мильково пройдет и ухудшения погоды не наблюдается. Посоветовавшись с зам. начальника а/п по движению, диспетчер вылет разрешил.
Взлет произведен в 16:13. На борту находился один пассажир. О наличии штормового предупреждения диспетчер РДС экипаж в известность не поставил, а в а/п Мильково оно не передавалось.
Полет до Жупаново проходил визуально на эшелоне 2 800 м. Пролет контрольного пункта устье реки Жупанова КВС доложил в 17:04, визуально, на высоте 2 600 м со снижением. КВС продолжил снижение до высоты 1 200 м.
В это время самолет дежурного командира 149 ло вылетел из а/п Халактырка на разведку погоды. Отлетев от аэродрома на 22 км в сторону мыса Шипунский, дежурный командир передал, что облачность средняя, слабый снег, видимость 5-7 км, и возвратился на базу. Эту передачу слышал КВС, который сообщил, что погоду принял. Несмотря на то, что указанная видимость была ниже установленного минимума, диспетчер РДС мер по возврату самолета на аэродром вылета не принял, указания следовать на безопасной высоте не дал.
В 17:15 КВС прошел мыс Шипунский на высоте 1 200 м визуально и сообщил погоду: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, слабый снег, видимость 10-15 км. Диспетчер передал неясную и неопределенную команду «Снижайтесь до 600 – 300 метров визуально, как вам позволит погода». КВС ответил: «Понял».
В 17:24 экипаж доложил расчетное время прибытия через 15 минут. Еще через 6 минут экипаж на вызов не ответил и больше на связь не выходил.
Вылетавшие на поиски экипажи передавали погоду: облачность 10 баллов, 500-550 м, разорвано-слоистая, вершина сопки на мысе Налычева закрыта облачностью, видимость 10 км.
Самолет был обнаружен 27 февраля на вершине сопки мыса Налычева (высота 594 м), левее трассы 17 км, разрушенным. Все находившиеся на борту погибли. Столкновение с сопкой произошло при снижении с МК=155° (меньше ЗМПУ на 70°) на 5 м ниже вершины. Самолет полностью разрушился до 11 шпангоута при лобовом ударе. Катастрофа произошла в 17:28 в 45 км северо-восточнее а/д Халактырка.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-79910 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.07.1961 |
Заводской номер ВС |
116647302 |
Наработка ВС (часы) |
2711 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЛ 3214050 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, 2-й Петропавловский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мильково |
Пункт назначения |
Петропавловск-Камчатский (Халактырка) |
Начальный пункт маршрута |
Мильково |
Конечный пункт маршрута |
Петропавловск-Камчатский (Халактырка) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено, что при дальнейшем снижении с высоты 1 200 м, находясь на линии пути, самолет попал в снежный заряд, который ухудшил видимость, земная поверхность не просматривалась. Для выхода из снежного заряда КВС принял неграмотное решение изменить курс следования на 70° влево с целью выхода на береговую черту с дальнейшим снижением, не зная своего точного местонахождения. В результате самолет попал в облачность, которая закрывала вершину сопки мыса Налычева и столкнулся с ней на скорости около 200 км/ч. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилось грубое нарушение экипажем НПП ГА-58, предусматривающее в случае встречи самолета на маршруте полета с опасными метеоявлениями и погодой ниже минимума трассы возвращение на аэродром вылета или запасной аэродром, соблюдая безопасную высоту полета.
Другие причины – пассивное руководство полетом со стороны диспетчера РДС, зам. нач а/п и командира АЭ 149 ЛО:
а) Диспетчер РДС не передал на борт о наличии штормового предупреждения на участке маршрута Халактырка – Жупаново, в нарушение НМО ГА. Зная об ухудшении погоды, полученной от самолета-разведчика (видимость 5-7 км), не принял мер по возврату самолета на аэродром вылета или на запасной аэродром Богачёвка, где была хорошая погода. Диспетчер РДС не использовал УКВ-пеленгатор для контроля за движением самолета в районе аэропорта, снял всего один пеленг (50°, указывающий на нахождение на тот момент самолета на ЛЗП), но на борт его не передал. При УВД он нарушал фразеологию радиообмена, передав неопределенную команду о снижении (600 – 300 м) при входе в район аэропорта;
б) Зам. нач. а/п по движению – не проанализировал метеообстановку, не использовал данные разведки погоды, не принял мер для обеспечения безопасности полета самолета;
в) к-р АЭ, будучи дежурным командиром летного отряда, при выполнении разведки погоды, узнав о входе самолета в район аэропорта, не принял мер по обеспечению безопасности его полета, не выполнил должностную инструкцию дежурного командира летного отряда, обязывающую во всех случаях при ухудшении погодных условий принимать действенные меры по обеспечению безопасности полетов;
г) диспетчер АДП а/п Халактырка – не обеспечил передачу штормового предупреждения в а/п Мильково;
д) низкая требовательность со стороны к-ра 149 ло за строгим выполнением летным составом требований НПП ГА-58 и других документов, регламентирующих летную работу.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|