 |
 |
 |
Катастрофа Ан-24Б Красноярского УГА в а/п Красноярска |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 апреля 1980 г.
Время: 20:05
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Красноярск (Северный)
Тип ВС: Ан-24Б
Регистрация ВС: CCCP-47732
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Енисейский ОАО
Рейс: 151
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 127 летного отряда выполнял рейс №151. На борту находилось 47 взрослых пассажиров (в том числе более 30 работников Лесосибирского ЛДК-1, возвращавшихся с экскурсии в Новосибирск) и двое детей.
Взлет в а/п Красноярск произведен в 14:58 мск (18:58 местного вр.). При взлете на скорости 85 км/ч произошло разрушение нижней части цилиндра с хомутом правой стойки шасси, от чего возникла вибрация. Экипаж, не имея информации о вибрации, продолжил взлет. При уборке шасси правая амортстойка не встала на замок убранного положения. Бортмеханик визуально обнаружил разрушение верхнего узла крепления шлиц-шарнира и разворот тележки вправо на 30°. КВС доложил о произошедшем службе движения. Руководитель полетов (РП) и находившийся на аэродроме начальник инспекции КрУГА приняли решение о производстве посадки на аэродроме вылета. Вследствие размокания ГВПП и ее пересечения двумя бетонными РД было принято решение о посадке самолета на грунтовое летное поле МВЛ размерами 700х320х200 м. В направлении максимальной длины полосы было выложено посадочное «Т» (с МКпос=215° на северо-восточной границе площадки). Для выработки топлива экипаж выполнял полет над аэродромом. Для осмотра состояния шасси с земли и подбора направления посадки экипаж выполнил два захода на посадку с МКпос=190° со снижением до 20-50 м и последующим уходом на второй круг. Последний заход на посадку выполнялся с выпущенными шасси и с заданным РП курсом посадки 190°. Посадка производилась через 13 минут после захода солнца на немаркированную и необорудованную светотехническими средствами площадку. Перед четвертым разворотом экипаж выпустил закрылки на 15° и попросил убрать самолет Ил-76, находившийся на исполнительном старте на ИВПП в створе их захода на посадку. На высоте 100 м был зафлюгирован правый двигатель и довыпущены закрылки до 38°. Вследствие повышенной поступательной скорости (225 км/ч) экипаж на высоте 15-20 м убрал РУД левого двигателя в положение земного малого газа. Возникшая при этом авторотация воздушного винта вызвала прогрессирующее кренение влево. Для его парирования экипаж был вынужден отклонить элероны вправо на величину более половины хода штурвала.
В 16:05 мск (20:05 мест. вр.) самолет с МКпос=185° приземлился на левую стойку шасси с перелетом посадочного «Т» на 100 м и в 8 м с правой стороны от створа знака на скорости 205 км/ч с левым креном 2,5° и перегрузкой 1,4 ед. После приземления винт левого двигателя снят с упора. Первые 175 м после касания самолет двигался с курсом посадки, далее с плавным разворотом влево 5°. На пробеге в 70 м от места первого касания земли на скорости около 190 км/ч произошло отделение тележки шасси со штоком от цилиндра правой амортизационной стойки вследствие ее касания о землю. Последние 70-80 м самолет устойчиво двигался на разрушенном цилиндре правой стойки шасси. В 300 м от места первого касания (в 232 м от стоявших по направлению движения самолетов) на скорости 155 км/ч экипаж уменьшил отклонение штурвала влево, затем на скорости 130 км/ч энергично дал полностью правую ногу для предупреждения столкновения с самолетами на стоянке. В результате погружения в грунт цилиндра правой амортстойки и последующего полного отклонения руля направления самолет резко (с угловой скоростью 24°/сек и перегрузкой 2,1 ед.) развернулся вправо и остановился с МК=250-260° в 32 м от пересекающей его путь РД №5, на которой стоял самолет Ан-24 (далее в направлении пробега находились стоянки, занятые самолетами Ан-24 и Як-40). В 35 м справа от места остановки находились списанные самолеты Ил-14 и Ил-18. Слева в 76 м находилась свалка металлолома высотой более 2 м. Всего длина пробега составила 499 м.
В результате действий нерасчетных перегрузок при ударе самолета на скорости 130 км/ч разрушенной правой стойкой шасси о землю вследствие резкого разворота самолета экипажем вправо во избежание столкновения с препятствием (самолетом Ан-24 на РД) по направлению пробега произошло разрушение правой части центроплана с разрывом правых мягких топливных баков. Вытекшее из баков топливо воспламенилось. На земле в районе носовой части фюзеляжа возник пожар. Пожарные машины были размещены в 800 м от места остановки самолета и прибыли к нему через 2 минуты, ликвидировав пожар за 1 минуту. Пассажиры с помощью экипажа покинули самолет до прибытия аварийно-спасательных расчетов, в основном, через входную дверь. Трое пассажиров покинули самолет через левый аварийный люк. Двое из них (обе женщины) получили тяжелые ожоги (выпрыгнув в огонь) и скончались в больнице 16 и 17 апреля. Еще одна женщина получила ожоги лица внутри самолета от проникшего в салон через этот люк пламени. Авиатехник аэропорта, помогавший эвакуировать пассажиров, получил легкие травмы. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали.
Кроме разрушения правой части центроплана на самолете деформировались балки пола в районе шпангоутов 27-30. Носовая часть фюзеляжа по шпангоут 17 между стрингерами 1-37, капот правой мотогондолы и правые мягкие топливные баки были повреждены пожаром. Разрушение конструкции центроплана началось не менее чем за 80 м до места остановки самолета.
Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 9 баллов верхняя, средняя, видимость 10 км, ветер 30° 2 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
49 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-47732 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.11.1966 |
Заводской номер ВС |
69900905 |
Наработка ВС (часы) |
20695 |
Наработка ВС (циклы) |
21132 |
Силовая установка |
Н47542059 Н4212085 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
151 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Енисейский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Красноярск (Северный) |
Пункт назначения |
Енисейск |
Начальный пункт маршрута |
Красноярск (Северный) |
Конечный пункт маршрута |
Енисейск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
1) Разворот тележки правой амортстойки вправо, явившийся причиной ее неуборки после взлета, произошел вследствие разрушения хомута с цилиндром с вырывом их частей вместе с проушинами крепления верхнего звена шлиц-шарнира на разбеге при взлете самолета. Разрушение нижней части цилиндра правой стойки с хомутом произошло из-за ее недостаточной усталостной прочности.
2) Разрушение конструкции планера и пожар на самолете явились следствием возникновения нерасчетных нагрузок при резком развороте самолета вправо на последнем участке пробега.
3) Руководитель полетов, начальник инспекции КрУГА, зам. ком. Красноярского ОАО по летной работе и прибывший на аэродром командир ОАО неудовлетворительно организовали прием самолета и не дали должной оценки опасности столкновения с препятствиями на пробеге:
а) приняли решение о посадке самолета с МК=215° на ограниченную по размерам площадку с попутным ветром скоростью 2 м/с в нарушение РЛЭ Ан-24;
б) Руководитель полетов проявил пассивность и не обеспечил четкое руководство со старта. Управление заходом на посадку передал диспетчеру посадки, находившемуся в закрытом помещении и не имевшему возможности производить наблюдение за посадкой самолета с рабочего места. При выложенном посадочном «Т» с курсом 215° задал курс посадки 190° в направлении препятствий.
4) РЛЭ Ан-24 не содержит рекомендаций по выполнению посадки с разрушенной основной стойкой шасси. Методика выполнения посадки при невыпустившейся основной стойке шасси с выключением одного двигателя усложняет пилотирование и полностью исключает возможность ухода на второй круг при угрозе безопасности посадки. Рекомендуемая РЛЭ посадка с отворотом на 10-15° в сторону исправной ноги шасси при сохранении прямолинейности первой половины пробега может привести к выкатыванию самолета за пределы ВПП.
5) Отсутствует анализ посадок самолетов Ан-24 с разрушенным узлом крепления к амортстойке верхнего звена шлиц-шарнира, имевших место за последние годы, не изучены устойчивость и управляемость самолета на пробеге при посадке на одну основную ногу шасси, не определены вероятная посадочная дистанция и длина пробега.
6) Меры, принимаемые по предупреждению разрушений амортизационных стоек самолетов Ан-24 и Ан-26, недостаточны. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы является разрушение правой амортизационной стойки шасси и прием самолета на непригодное по размерам для самолетов Ан-24 летное поле МВЛ в направлении стоянок самолетов.
Переданное экипажу указание о посадке на грунт с МК=190° было необоснованным ввиду ограниченных (700 м) размеров грунтового поля МВЛ и наличия попутной составляющей ветра 2-4 м/с. Прием самолета в а/п Енисейск на грунтовую, замерзшую и покрытую укатанным снегом полосу или (что в исключительных случаях предусмотрено РЛЭ) на ИВПП с большей вероятностью могло обеспечить благополучный исход полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|