|
|
|
Катастрофа Ан-2 Узбекского УГА в Самаркандской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 января 1966 г.
Время: 15:07
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, Самаркандская обл., Нуратинский р-н, близ н.п. Шамурат
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-02185
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское УГА, Самаркандский ОАО
Рейс: 330
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 163 летного отряда в день происшествия выполнил рейсы №337-338 и возвратился в а/п Самарканд в 11:20 местного времени. Затем он провел подготовку к рейсам №329-330 (Самарканд – совхоз Коммунизм – совхоз Кзылча – Нурата и обратно). В 12:14 произведен взлет, первая посадка в свх Коммунизм – в 12:55, через 3 минуты экипаж произвел взлет и приземлился в Кзылча в 13:08, затем вылетел в 13:13 в Нурату, куда прибыл в 13:29 и через 19 минут вылетел рейсом №330 в свх Коммунизм. Перед вылетом из Нураты КВС получил указание АДП Самарканда следовать по обходной трассе через Канимех. КВС высказал этим недовольство, так как у него дома остались одни дети (жена находилась в больнице) и он рассчитывал завершить рейс как можно скорее. Произведя в 13:48 взлет в а/п Нурата, КВС запросил службу движения о причине изменения маршрута, на что получил ответ руководителя полетов следовать из свх Коммунизм по обходной трассе ввиду плохой погоды (понижения облачности) на основной трассе. В 14:17 была произведена посадка в свх Коммунизм, где 4 пассажира были высажены, 5 посажены. В 14:20 экипаж произвел взлет для полета в Самарканд по обходной трассе, имея на борту 9 пассажиров. Прогноз погоды по обходной трассы и метеоконсультацию экипаж не получал. Полет от Коммунизма до Нураты проходил на эшелоне 1 500 м при благоприятных метеоусловиях. В 14:48 экипаж сообщил в РРА Самарканд пролет Нураты на эшелоне 1 500 м и расчетное время пролета Канимеха в 15:03. Эта связь с бортом была последней. Продолжая полет, экипаж встретил погоду ниже установленного минимума, не принял решение о возврате, в результате чего попал в сложные метеоусловия, связанные с прохождением фронта. КВС, стремясь выйти из сложных метеоусловий до пролета отрогов гор Каратау, развернул самолет влево (на восток) в сторону лучшей погоды (от холодного фронта), следуя в осадках при ограниченной видимости вдоль хребта, максимальная отметка которого составляет 1 100 м. Судя по профилю рельефа местности района катастрофы, положения самолета, наличия юго-западного порывистого ветра большой силы, а также возможного обледенения в осадках (предусмотренного прогнозом погоды по маршруту Самарканд – Канимех – Мурунтау), самолет в режиме непроизвольного снижения под влиянием вихревых движений воздуха, в 15:07 местного времени столкнулся со склоном горы в 12 км от оси трассы (24 км с МК=203° от н.п. Нурата) на абсолютной высоте 930 м в 3,4 км от кишлака Шамурат. Фюзеляж полностью разрушился по 18-й шпангоут, все находившиеся на борту погибли.
К этому времени в районе катастрофы вероятная погода в связи с прохождением холодного фронта была: сильный порывистый ветер, ливневые осадки в виде дождя и мокрого снега с резким понижением облачности. В облаках и осадках обледенение, болтанка.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
9 |
9 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-02185 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.07.1959 |
Заводской номер ВС |
112247305 |
Наработка ВС (часы) |
6885 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-2050 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
330 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское УГА, Самаркандский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
свх Коммунизм |
Пункт назначения |
Самарканд |
Начальный пункт маршрута |
Нурата |
Конечный пункт маршрута |
Самарканд |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено: руководство полетом со стороны службы движения а/п Самарканд было неудовлетворительным. РП направил самолет по обходной трассе, не зная фактической погоды на ней, ограничившись устной неудовлетворительной консультацией со ст. синоптиком, которая лишь сказала ему по телефону, что погода на обходной трассе «лучше», чем на основной. Составления прогноза погоды по обходной трассе РП не потребовал, хотя знал, что к району обходной трассы приближается холодный фронт. Руководя полетом всего одного самолета, он не обеспечил контроль за работой своей смены и не интересовался у экипажа, в каких условиях следует самолет.
Диспетчер КДП-РРА не выяснил состояние метеообеспечения полета и даже, получив штормовое предупреждение из Нураты о закрытии гор, не информировал РП, а борт об условиях полета не запрашивал.
Диспетчер АДП, передав распоряжение РП о направлении самолета по обходной трассе, не потребовал от АМСГ составления прогноза погоды, считая, что это сделал РП. Получив штормовое оповещение из Нураты, он также не поинтересовался состоянием метеообеспечения полета и возможностью его продолжения.
Синоптик АМСГ не составила прогноза погоды по обходному маршруту, совершенно не проявила инициативу в разрешении всех вопросов, связанных с метеообеспечением данного полета, ограничившись только ответом РП, что погода «лучше», по существу, дезинформировав РП. Она даже не сказала ему, что горы в районе Нураты закрыты – получив в 14:37 штормовое предупреждение, с РП не связалась.
Эти факты свидетельствуют о преступно-халатном отношении вышеназванных лиц к выполнению своих прямых должностных обязанностей.
Обращает на себя внимание факт, что экипаж не выдерживал установленное время стоянки в аэропортах, самовольно их сокращая.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главными причинами катастрофы явились попадание самолета в неблагоприятные метеоусловия и непринятие решения экипажем о возврате при встрече с этими метеоусловиями.
Другой причиной явилось неудовлетворительное руководство и метеообеспечение полета самолета по обходной трассе Нурата – Канимех – Самарканд.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|