|
|
|
Катастрофа Ми-2 Украинского УГА близ Артёмовска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 июля 1990 г.
Время: 13:07
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Донецкая область, Артемовский р-н, 4 км юго-восточнее Артёмовска
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-15640
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Донецкий ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот выполнял аэровизуальные полеты по обслуживанию ГАИ. В 12:32 пилот произвел взлет с площадки у поста ГАИ, расположенного в 4 км от г. Артемовска с целью патрулирования участка автомобильной дороги Харьков - Ростов. В 13:07, при выполнении захода на посадку на площадку вылета, имеющую превышение над уровнем моря 100 м, естественные и искусственные препятствия, возникла аварийная ситуация, перешедшая в катастрофическую, вызванная последовательным отказом правого, а затем левого двигателей. Вертолет в непосредственной близости от площадки с высоты 30-40 м с большой вертикальной скоростью столкнулся с землей и разрушился. Пилот и три служебных пассажира (инспектор ГАИ и двое общественных помощников ГАИ) погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-15640 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.01.1987 |
Заводской номер ВС |
5410111017 |
Наработка ВС (часы) |
1949 |
Наработка ВС (циклы) |
6512 |
Силовая установка |
481681041Л 481681026Л |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Донецкий ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссия установила, что самопроизвольное выключение правого двигателя произошло в развороте с магнитным курсом от 300° до 40°, на высоте 90-80 м, в районе траверза площадки (на удалении 250 м). Двигатель выключен автоматом защиты свободной турбины (АЗСТ) из-за проскальзывания муфты свободного хода (МСХ) типа РВ, что подтверждается:
- показаниями очевидцев;
- исследованием золотников АЗСТ, которые при проверке находились в положении «сработал»;
- исследованием МСХ типа РВ в ГосНИИ ГА, подтвердившим факт проскальзывания МСХ;
- характером следов кольцевых надиров на корпусе камеры сгорания и поддоне кардана главного вала, который в момент удара вертолета о землю имел Мкр, соответствующий концу выбега;
- показанием стрелки тахометра ИТЭ-2 правого двигателя, зафиксированной в момент удара в положении «0»;
- положением РУД двигателей, соответствующем взлетному режиму.
В дальнейшем полет выполнялся на одном работающем двигателе. КВС для сохранения оборотов несущего винта в рекомендованных пределах уменьшил поступательную скорость взятием ручки циклического шага на себя и отклонил оба РУД в крайнее верхнее положение. При выполнении правого доворота с креном 25-30° на предполагаемое место вынужденной посадки произошел отказ левого двигателя, что также произошло из-за срабатывания АЗСТ в результате проскальзывания МСХ типа РВ, что подтверждается:
- очевидцами, услышавшими хлопок и наблюдавшими замедление вращения несущего винта;
- срабатыванием АЗСТ левого двигателя;
- исследованием МСХ типа РВ в ГосНИИ ГА, подтвердившим факт проскальзывания МСХ;
характером следов кольцевых надиров на корпусе камеры сгорания и поддоне кардана главного вала, который в момент удара вертолета о землю имел Мкр, соответствующий середине выбега;
- показанием стрелки тахометра ИТЭ-2 левого двигателя, зафиксированной в момент удара в положении «35%».
Отказ левого двигателя произошел на высоте 50 м над пересеченной местностью (деревья, ЛЭП, железнодорожная насыпь), что исключало безопасную посадку перед собой. Посадочная площадка в этот момент находилась справа в непосредственной близости.
Дальнейшие действия пилота (дача вперед правой педали, взятие рычага «шаг-газ» вверх до упора) для производства безопасной посадки положительных результатов не дали. Вертолет с перетяжеленным несущим винтом, практически в свободном падении с большой вертикальной скоростью (до 15 м/с) и углом снижения при ударе около 80° столкнулся с землей на границе посадочной площадки поста ГАИ.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось последовательное самовыключение обоих двигателей в полете с интервалом 9-15 секунд. Выключение двигателей произведено автоматами защиты свободной турбины от раскрутки из-за проскальзывания муфты свободного хода (МСХ) типа РВ, которое произошло из-за наличия фреттинг-коррозионных повреждений центрирующих поверхностей сепаратора, втулки и ведущего вала. Наличие повреждений обусловлено недостаточной фреттинг-стойкостью металла указанных деталей и является конструктивным недостатком МСХ типа РВ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|