|
|
|
Катастрофа Ан-24РВ Уральского УГА в а/п Ижевска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 28 января 1984 г.
Время: 18:50
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Ижевск
Тип ВС: Ан-24РВ
Регистрация ВС: CCCP-47310
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское УГА, Ижевский ОАО
Рейс: 928
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 283 летного отряда выполнял рейс №928. На борту находились 49 пассажиров, в том числе 6 детей. В 18:17 экипаж доложил диспетчеру подхода а/п Ижевск высоту 4 500 м и удаление 100 км. Диспетчер разрешил снижение до 1 800 м. На высоте 4 200 м после отключения автопилота экипаж определил свободный ход штурвала по тангажу, на который самолет не реагировал. В 18:21 КВС доложил об отказе управления рулем высоты диспетчеру. После неоднократных проверок, в 18:22, экипаж доложил, что самолет не реагирует на отклонение штурвальной колонки, и будет выполнять заход на посадку, используя триммер руля высоты. Первый заход на посадку с МК=194° по СП-68 производился с закрылками на 15° на приборной скорости 270 км/ч в пределах нормы по курсу и глиссаде. В процессе выравнивания из-за появления кабрирующего момента и раскачки самолета по тангажу, которая сопровождалась изменением вертикальной перегрузки в пределах 0,65-1,5 ед., экипаж увеличил режим работы двигателей до взлетного и ушел на второй круг.
Второй заход на посадку выполнялся с закрылками на 15° на приборной скорости 250 км/ч. До начала выравнивания самолет находился на курсе и на глиссаде. Торец ВПП пройден на высоте около 12 м на приборной скорости 250 км/ч и с вертикальной скоростью снижения 4 м/с. Выравнивание произошло над ИВПП на режиме малого газа, при этом вновь возникла раскачка самолета по тангажу. При скорости 220 км/ч был установлен 0° по УПРТ, руль высоты за 2 секунды с 15,2° отклонился вверх до 29,7° (на кабрирование до упора). Самолет с высоты выравнивания с энергично возрастающим тангажом с вертикальной скоростью 10-12 м/с и перегрузкой 1,68 ед. взмыл на высоту 40-50 м и вследствие превышения предельных углов атаки свалился на правое крыло. При этом руль высоты за 2 секунды отклонился вниз с 29,1° до 10,2°. В процессе сваливания на скорости 170 км/ч был увеличен режим работы двигателей до взлетного, однако до удара о землю двигатели успели развить мощность только до 28 кг/см2 по ИКМ. Минимальная скорость после сваливания была 135 км/ч. Столкновение с землей с правым креном 31° произошло с МК=238° в 820 м от начала ВПП и в 74 м правее нее на скорости 180 км/ч. Самолет первоначально ударился о землю правым крылом. Произошло разрушение и обрыв правой ОЧК по 12-13 нервюрам. Самолет остановился в снегу с МК=236° на удалении 117 м правее ВПП и в 68,3 м от места первого касания. При движении по земле произошло выворачивание шасси, разрушение двигателей, мотогондол и фюзеляжа (в районах 11 и 23 шпангоутов). Носовая часть отделилась и сместилась вправо. Разброс обломков составил 89х30 м по эллипсу. Пожара не возникло. Погибли второй пилот и 3 пассажира. 33 пассажира и два члена экипажа получили ранения. 13 пассажиров и 1 член экипажа не пострадали. Катастрофа произошла в 18:50.
Фактическая погода: тихо, видимость 3 500 м, дым, ясно, температура воздуха минус 16,9°С, давление 775,9 мм рт.ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
1 |
Пассажиры |
49 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24РВ |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-47310 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
20.05.1975 |
Заводской номер ВС |
57310401 |
Наработка ВС (часы) |
17032 |
Наработка ВС (циклы) |
11166 |
Силовая установка |
Н4312079 Н42222050 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
928 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское УГА, Ижевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Куйбышев |
Пункт назначения |
Ижевск |
Начальный пункт маршрута |
Куйбышев |
Конечный пункт маршрута |
Ижевск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В результате изучения технического состояния элементов конструкции самолета установлено, что вследствие самопроизвольного отворачивания гайки и выпадания болта из соединения вертикальной тяги двуплечей качалкой верхнего узла управления на шпангоуте №7 произошло полное рассоединение проводки управления рулем высоты. Отворачивание гайки произошло из-за отсутствия в соединении контровочного шплинта.
На элементах болтового соединения отсутствуют признаки перетирания или разрушения шплинта. Опыт эксплуатации показывает, что соединение проводки системы управления не подвержено нагрузкам, приводящих к разрушению шплинтов.
Шплинтовое отверстие болта полностью заполнено застаревшей смазкой. Ее попадание в отверстие при установленном шплинте при эксплуатации практически невозможно. Свежая смазка, нанесенная на соединение, отличается от этой смазки. Это доказывает, что при ремонте в процессе эксплуатации на АТБ Ижевского ОАО разборка этих соединений не производилась (и не предусмотрена).
Полная разборка проводки систем управления проводилась на заводе №403 ГА. Ремонт на этом предприятии производится на недостаточно высоком уровне. Систематически допускается некачественный монтаж соединений элементов системы управления. При проверке парка самолетов Ан-24 были выявлены другие случаи неустановки шплинтов.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
Отказ системы управления рулем высоты произошел из-за рассоединения тяги 763 АН-3-14/1249 1374 с качалкой 24-5108-20-3 в результате самопроизвольного отворачивания гайки их болтового соединения и последующего выпадания болта. Гайка отвернулась под действием вибрационных нагрузок из-за неустановки контровочного шплинта, предусмотренного технической документацией, при выполнении капитального ремонта на заводе №403.
В Ижевском АТБ из-за низкого качества выполнения регламентных работ по осмотру проводки системы управления по форме №6 (17 января) не были выявлены дефекты болтовых соединений верхнего узла качалок на шпангоуте №7, в том числе отсутствие шплинта болтового соединения вертикальной тяги с качалкой управления рулем высоты.
Заключение: Причиной катастрофы является отказ системы управления рулем высоты в результате полного рассоединения проводки управления.
Рассоединение проводки произошло из-за некачественно проведенного монтажа на заводе №403 и некачественно выполненных регламентных работ в АТБ Ижевского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|