|
|
|
Катастрофа Ми-2 Грузинского УГА в Гегечкорском районе |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 сентября 1988 г.
Время: 12:03
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, Гегечкорский район, 7 км севернее н.п. Хунци
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20992
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
С 9 сентября пилот 4 летного отряда Кутаисского ОАО выполнял АХР по опрыскиванию кукурузы с оперативной точки Гегечкори в Ведиднарском чайном совхозе. 13 сентября по плану предстояло выполнение полетов в колхозе им. М. Цхакая села Хунци с той же оперативной точки. В связи с поступившим в 09:40 запретом на выполнение полетов до 11:30 пилот полеты прекратил. В период прекращения полетов старший агроном колхоза неоднократно просила КВС выполнить полет для осмотра участков, подлежащих обработке, и представила заявку на полет.
В 12:00 мск КВС произвел взлет с агрономом на борту, с соблюдением требований п. 5.1.16 Руководства по АХР ГА СССР-84. Взлет произведен с целью выхода на связь с диспетчером УВД, получения прогноза погоды и облета участков, осмотр которых с земли был невозможен.
Фактическая погода в момент взлета была: ясно, видимость 10 км, ветер 5-7 м/с. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные нормы. После взлета, в процессе набора высоты и следования к месту облета, КВС дважды пытался выйти на связь с диспетчером УВД а/п Кутаиси. Через 3 минуты полета пилот приступил к осмотру участков. При полете на высоте 50-70 м над пролетаемой местностью на скорости 90-110 км/ч, с незначительным снижением (1-1,5 м/с) в сторону понижения рельефа местности, вертолет вошел в ущелье речки Ногела, где располагался очередной участок, подлежащий осмотру. Опоры проводов ЛЭП-500 по направлению полета пилот не видел. После выхода из разворота, при сложной ветровой обстановке в ущелье, вертолет на высоте 60-70 м попал в нисходящий поток, при этом вертикальная скорость снижения увеличилась до 5-7 м/с. КВС принял решение продолжать снижение с увеличением режима работы двигателей, однако внезапно, непосредственно перед собой на высоте 10-15 м увидел провода ЛЭП на уровне полета и предпринял попытку избежать столкновения уходом ниже проводов. Скоротечность развития аварийной обстановки, отсутствие визуального контакта с препятствиями на достаточном расстоянии не позволили пилоту предотвратить столкновение с проводами ЛЭП на высоте 40-45 м на скорости 90-110 км/ч. В результате вертолет получил повреждение несущей системы и потерял управляемость. Падая, через 60 м от ЛЭП он задел лопастями несущих винтов за дерево высотой 8 м, затем с большой вертикальной скоростью приземлился на шасси на кукурузном поле, отделился с разворотом на 180°, опрокинулся на правый борт и разрушился. Пожара не было. Агроном погибла, пилот получил тяжелые травмы. Разброс обломков составил 70 м. Повреждены два провода ЛЭП. Катастрофа произошла в 7 км севернее н.п. Хунци Гегечкорского р-на Грузинской ССР.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20992 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.04.1986 |
Заводской номер ВС |
529727046 |
Наработка ВС (часы) |
789 |
Наработка ВС (циклы) |
6225 |
Силовая установка |
481661187 481652110 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Кутаисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: организация и подготовка данного полета проведены неудовлетворительно, с нарушением требований регламентирующих документов МГА со стороны пилота, командно-руководящего и командно-летного составов и отдела ПАНХ авиапредприятия, что оказало отрицательное влияние на исход полета. Недооценка пилотом метеообстановки и орографии местности, отсутствие информации о наличии искусственных препятствий и его запоздалые действия являются причинами возникновения аварийной ситуации. Отрицательное влияние также оказало невыполнение заказчиком требований документов по организации АХР. Расположение опор ЛЭП на вершинах гор с провисанием проводов, не имеющих маркировки, на фоне поросшего деревьями склона также оказало отрицательное влияние на исход полета. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является неудовлетворительная организация и обеспечение полетов при выполнении АХР в Кутаисском ОАО и ошибки пилота в технике пилотирования при попадании в условия интенсивной атмосферной турбулентности в горной местности. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|