Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Челкарском р-не Актюбинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 декабря 1974 г.
Время:  13:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, Челкарский р-н, близ а/д газокомпрессорной станции №10 (пос. Бозой)
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-40518
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Актюбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 153 летного отряда и самолет Ан-2 №40518 временно находились в а/п Челкар для обслуживания Среднеазиатской партии глубокого бурения. В день АП экипаж выполнял полет по заявке заказчика Челкар – Южный – Челкар (доставка работников экспедиции).
    Прогноз погоды по всем маршрутам из а/п Челкар с 7 до 13 часов мск, составленный ст. инженером-синоптиком АМСГ Актюбинск, предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 200-300 м, 2-5 баллов разорвано-слоистая, 150-250 м, осадки, слабый гололед, видимость 1500-2500 м, ветер на высоте 100-150 м – 120-140° 30-40 км/ч, у земли 9-12 м/с, порывы 15 м/с.
    В соответствии с данным прогнозом, диспетчер МДП а/п Актюбинск полеты из Челкара по всем направлениям запретил. По личной просьбе нач. аэропорта Челкар синоптик вышеуказанный прогноз погоды пересмотрела и в 09:10 через диспетчера МДП передала отдельный прогноз для трассы Челкар – Южный (с 09:30 по 12:30) – полет в ложбине, облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, разорвано-слоистая 200-300 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км. Диспетчер МДП по данному прогнозу разрешил экипажу Кириченко полеты с подбором, т.к. с Южного не поступила фактическая погода и техническая годность. После получения этого прогноза КВС в спешке начал подготовку к полету. С разрешения диспетчера КДП экипаж произвел взлет в 10:28 и в 10:31 доложил диспетчеру МДП а/п Актюбинск о взлете и полете на высоте 500 м по приведенному давлению. В 10:35 экипаж сообщил фактическую погоду – видимость 6-8 км, ветер восточный 20-30 км/ч. В 11:00 экипаж дал пролет контрольного ориентира КС-11 и передал фактическую погоду – облачность 6-7 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 90° 20-30 км/ч, и расчетное время посадки в Южном – 11:37.
    В 11:12 экипаж запросил продление срока действия прогноза погоды, сообщив расчетное время посадки 11:35 и планируемое время стоянки 40 минут. Прогноз погоды был продлен до 13:30. В 11:29 экипаж еще раз передал расчетное время посадки 11:35 и время стоянки 1 час.
    В 11:33 была произведена посадка в а/п Южный. Выяснив, что пассажиров заказчика до Челкара нет, в 11:40 экипаж произвел взлет. В 11:46 самолет столкнулся с радиорелейной мачтой, находящейся в 1,5 км от а/д КС-10 (Бозой). Самолет обнаружен висящим на мачте на высоте 85 м, разрушенным и сгоревшим. Оба летчика и неоформленный пассажир при ударе были выброшены из самолета, упали на землю и погибли. Кроме того, у основания мачты находились: колеса, бензобаки, левое верхнее крыло, консоль правого крыла, элерон и маслобак. Из-за разлившегося бензина на земле и на верхней части мачты начался пожар.
    Комиссия установила, что подготовка к полету производилась экипажем в спешке и некачественно. Вылет произведен без достаточного анализа метеообстановки, с неоформленной метеодокументацией. В а/п Южный экипаж самовольно взял на борт неоформленного пассажира – начальника цеха радиорелейной линии, базирующейся на газокомпрессорной станции КС-10, с целью его доставки к месту жительства.
    Из-за отсутствия связи на Южном о вылете в Челкар сообщено не было. Экипаж передал, что время стоянки будет 1 час с целью сокрытия самовольного полета на а/д КС-10 (15 км от а/п Южный), который планировал заранее.
    После посадки в Южном погода стала резко ухудшаться (надвигался туман). Установив, что работников экспедиции для доставки в Челкар нет, экипаж в спешке произвел взлет с МК=105° и взял курс на КС-10. Полет выполнялся без задания, штурманского расчета, без прогноза погоды, без диспетчерского разрешения, без связи с МДП и информатором а/д КС-10, с выключенным барографом. ОПРС на КС-10 не включалась и экипажем не использовалась. В полете на участке Южный – КС-10 экипаж встретил погоду с ограниченной видимостью и низкой облачностью приподнятого тумана, однако возврата или ухода на запасной а/д Челкар не произвел.
    Следуя на высоте ниже безопасной, при ограниченной видимости, которая ухудшалась при приближении к КС-10, экипаж не смог произвести посадку с МК=117°. Пролетев аэродром на малой высоте, экипаж принял решение произвести посадку левым кругом и с набором высоты начал выполнять разворот. В процессе разворота самолет попал в полосу густого тумана. Когда экипаж увидел в непосредственной близости впереди радиорелейную мачту, изменив режим двигателя, пытался отвернуть от нее или пройти выше, но из-за дефицита времени и высоты не смог этого сделать. В тумане, при видимости около 500 м, самолет столкнулся с мачтой, находящейся в 1700 м от аэродрома, на высоте 135 м относительно КТА КС-10. Высота мачты – 160 м от КТА. В ИПП аэродрома она отмечена высотой 110 м, без учета превышения местности.
    Метеообслуживание по маршруту на КС-10 не проводилось из-за отсутствия заявки в плане полетов. Ст. инженер-синоптик АМСГ, под воздействием нач. а/п Челкар, не имея достаточных данных о фактической погоде а/п Южный и других близлежащих районов, проявила поспешность в пересмотре ранее выданного прогноза погоды и послала прогноз, который затем был продлен на 1 час и в конце периода его действия, после вылета самолета из Южного, не оправдался.
    Диспетчер КДП а/п Челкар выдал разрешение на взлет экипажу, который не прошел в полном объеме предполетную подготовку и не имел необходимой полетной документации (не получил метеоинформации, не был оформлен бланк АВ-5) в нарушение НПП ГА-71.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40518
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.06.1967
Заводской номер ВС 1G83-21
Наработка ВС (часы) 6006
Наработка ВС (циклы) 6686
Силовая установка К 1410393


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Актюбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Южный
Пункт назначения КС-10 (Бозой)
Начальный пункт маршрута Южный
Конечный пункт маршрута Челкар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина ЛП – грубейшее нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в самовольном вылете в личных целях по непредусмотренному планом и заданием маршруту, без прогноза погоды, взятии на борт постороннего лица, выполнении полета без связи, ниже безопасной высоты, и при метеоусловиях, несоответствующих ПВП.
    Сопутствующие причины – низкий уровень организации летной работы и дисциплины в 153 летном отряде, серьезные недостатки в организации полетов на МВЛ и ПАНХ в Актюбинском ОАО.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.