Экипаж 153 летного отряда и самолет Ан-2 №40518 временно находились в а/п Челкар для обслуживания Среднеазиатской партии глубокого бурения. В день АП экипаж выполнял полет по заявке заказчика Челкар – Южный – Челкар (доставка работников экспедиции).
Прогноз погоды по всем маршрутам из а/п Челкар с 7 до 13 часов мск, составленный ст. инженером-синоптиком АМСГ Актюбинск, предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 200-300 м, 2-5 баллов разорвано-слоистая, 150-250 м, осадки, слабый гололед, видимость 1500-2500 м, ветер на высоте 100-150 м – 120-140° 30-40 км/ч, у земли 9-12 м/с, порывы 15 м/с.
В соответствии с данным прогнозом, диспетчер МДП а/п Актюбинск полеты из Челкара по всем направлениям запретил. По личной просьбе нач. аэропорта Челкар синоптик вышеуказанный прогноз погоды пересмотрела и в 09:10 через диспетчера МДП передала отдельный прогноз для трассы Челкар – Южный (с 09:30 по 12:30) – полет в ложбине, облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, разорвано-слоистая 200-300 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км. Диспетчер МДП по данному прогнозу разрешил экипажу Кириченко полеты с подбором, т.к. с Южного не поступила фактическая погода и техническая годность. После получения этого прогноза КВС в спешке начал подготовку к полету. С разрешения диспетчера КДП экипаж произвел взлет в 10:28 и в 10:31 доложил диспетчеру МДП а/п Актюбинск о взлете и полете на высоте 500 м по приведенному давлению. В 10:35 экипаж сообщил фактическую погоду – видимость 6-8 км, ветер восточный 20-30 км/ч. В 11:00 экипаж дал пролет контрольного ориентира КС-11 и передал фактическую погоду – облачность 6-7 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 90° 20-30 км/ч, и расчетное время посадки в Южном – 11:37.
В 11:12 экипаж запросил продление срока действия прогноза погоды, сообщив расчетное время посадки 11:35 и планируемое время стоянки 40 минут. Прогноз погоды был продлен до 13:30. В 11:29 экипаж еще раз передал расчетное время посадки 11:35 и время стоянки 1 час.
В 11:33 была произведена посадка в а/п Южный. Выяснив, что пассажиров заказчика до Челкара нет, в 11:40 экипаж произвел взлет. В 11:46 самолет столкнулся с радиорелейной мачтой, находящейся в 1,5 км от а/д КС-10 (Бозой). Самолет обнаружен висящим на мачте на высоте 85 м, разрушенным и сгоревшим. Оба летчика и неоформленный пассажир при ударе были выброшены из самолета, упали на землю и погибли. Кроме того, у основания мачты находились: колеса, бензобаки, левое верхнее крыло, консоль правого крыла, элерон и маслобак. Из-за разлившегося бензина на земле и на верхней части мачты начался пожар.
Комиссия установила, что подготовка к полету производилась экипажем в спешке и некачественно. Вылет произведен без достаточного анализа метеообстановки, с неоформленной метеодокументацией. В а/п Южный экипаж самовольно взял на борт неоформленного пассажира – начальника цеха радиорелейной линии, базирующейся на газокомпрессорной станции КС-10, с целью его доставки к месту жительства.
Из-за отсутствия связи на Южном о вылете в Челкар сообщено не было. Экипаж передал, что время стоянки будет 1 час с целью сокрытия самовольного полета на а/д КС-10 (15 км от а/п Южный), который планировал заранее.
После посадки в Южном погода стала резко ухудшаться (надвигался туман). Установив, что работников экспедиции для доставки в Челкар нет, экипаж в спешке произвел взлет с МК=105° и взял курс на КС-10. Полет выполнялся без задания, штурманского расчета, без прогноза погоды, без диспетчерского разрешения, без связи с МДП и информатором а/д КС-10, с выключенным барографом. ОПРС на КС-10 не включалась и экипажем не использовалась. В полете на участке Южный – КС-10 экипаж встретил погоду с ограниченной видимостью и низкой облачностью приподнятого тумана, однако возврата или ухода на запасной а/д Челкар не произвел.
Следуя на высоте ниже безопасной, при ограниченной видимости, которая ухудшалась при приближении к КС-10, экипаж не смог произвести посадку с МК=117°. Пролетев аэродром на малой высоте, экипаж принял решение произвести посадку левым кругом и с набором высоты начал выполнять разворот. В процессе разворота самолет попал в полосу густого тумана. Когда экипаж увидел в непосредственной близости впереди радиорелейную мачту, изменив режим двигателя, пытался отвернуть от нее или пройти выше, но из-за дефицита времени и высоты не смог этого сделать. В тумане, при видимости около 500 м, самолет столкнулся с мачтой, находящейся в 1700 м от аэродрома, на высоте 135 м относительно КТА КС-10. Высота мачты – 160 м от КТА. В ИПП аэродрома она отмечена высотой 110 м, без учета превышения местности.
Метеообслуживание по маршруту на КС-10 не проводилось из-за отсутствия заявки в плане полетов. Ст. инженер-синоптик АМСГ, под воздействием нач. а/п Челкар, не имея достаточных данных о фактической погоде а/п Южный и других близлежащих районов, проявила поспешность в пересмотре ранее выданного прогноза погоды и послала прогноз, который затем был продлен на 1 час и в конце периода его действия, после вылета самолета из Южного, не оправдался.
Диспетчер КДП а/п Челкар выдал разрешение на взлет экипажу, который не прошел в полном объеме предполетную подготовку и не имел необходимой полетной документации (не получил метеоинформации, не был оформлен бланк АВ-5) в нарушение НПП ГА-71.
|