Экипаж 287 летного отряда с 21 августа выполнял полеты с оперативной точки «Совхоз Тупичинский» для АХР по внесению минеральных удобрений. 21 и 22 августа полеты выполнялись согласно плана, без происшествий. 23 августа, начиная с 07:30 и до обеда, было выполнено 15 полетов. Перед вечерними полетами экипаж имел нормальный отдых и был здоров.
Прогноз погоды с 15 до 21 часа по району АХР предусматривал: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 5-8 баллов кучевая, мощно-кучевая 800-1000 м, видимость более 10 км, ветер 200-220° 4-7 м/с.
При выполнении вечерних полетов по рассеву удобрений экипаж брал на борт, с целью катания, по одному рабочему совхоза. Всего экипаж выполнил 4 таких полета. Взлеты производились с площадки с МК=260° в сторону лесного массива с высотой деревьев 12-15 м и с отдельными деревьями до 25-30 м. На 28-м полете за день (13-м после обеда), по просьбе водителя топливозаправщика, экипаж, загрузив химикаты, взял на борт еще 5 человек – детей 9,10,12,13 и 16-ти лет, с целью катания. Два мальчика 10 и 12-ти лет находились в пилотской кабине. Остальные три мальчика – по правому борту, у 1-3 окон. Полетный вес и центровка самолета находились в пределах нормы. Произведя взлет и набрав высоту 35-40 м (по расчетам и показаниям очевидцев) относительно площадки взлета, экипаж выполнил доворот влево на курс 200° для следования к обрабатываемому полю, которое находилось на расстоянии 8 км. Выполнив доворот над лесным массивом, КВС установил двигателю режим горизонтального полета (Рк=820 мм рт.ст., П=1800 об/мин) и после этого отвлекся от пилотирования. Второй пилот также не пилотировал, а отвлекся к ребятам, находившимся в кабине. За это время самолет снизился на 15-20 м. Когда экипаж заметил снижение самолета, впереди по курсу полета оказалась группа деревьев высотой до 25 м. Чтобы избежать столкновения с ними, КВС увеличил мощность двигателя и взял штурвал «на себя». Однако эти действия оказались запоздалыми. Самолет ударился о деревья на высоте 9 м от верхушек (толщина стволов на этой высоте до 15 см). Сломав деревья, самолет набрал высоту до 10 м над кронами деревьев, но, имея серьезные повреждения несущих плоскостей (была отбита часть правой нижней плоскости по бипланную стойку, которая оборвалась и повисла на деревьях) и воздушного винта, стал снижаться, пролетел 400 м, упал в лес и загорелся. Катастрофа произошла в 18:15 в 1 850 м от площадки взлета, в 1,5 км от деревни Чаль.
Экипаж и мальчик 10-ти лет, находившиеся в кабине, покинули самолет через аварийный люк. Второй мальчик, 12-ти лет, находившийся в кабине, ушел из нее в фюзеляж в момент первого столкновения с деревьями. Он и второй мальчик 16-ти лет, находившиеся в момент удара о землю у первого окна, были придавлены сместившимся вперед и вправо баком с химикатами. Открыв дверь грузовой кабины, экипаж помог двум мальчикам 9 и 13 лет покинуть самолет. Вытащить из под бака двух других мальчиков им не удалось. Они погибли в самолете, который полностью сгорел. Экипаж и дети 10 и 13 лет получили легкие ранения, ребенок 9-ти лет – тяжелые ранения.
Фактическая погода в районе АП за 18:00 – облачность 4/1 средняя, кучевая 1000 м, видимость более 10 км, ветер 230° 3 м/с, температура воздуха +17°С.
|