Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 УГАЦиА в Тёмкинском районе Смоленской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 августа 1974 г.
Время:  18:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Смоленская область, Тёмкинский район, близ дер. Чаль
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32183
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Смоленский ОАО
 


Описание
    Экипаж 287 летного отряда с 21 августа выполнял полеты с оперативной точки «Совхоз Тупичинский» для АХР по внесению минеральных удобрений. 21 и 22 августа полеты выполнялись согласно плана, без происшествий. 23 августа, начиная с 07:30 и до обеда, было выполнено 15 полетов. Перед вечерними полетами экипаж имел нормальный отдых и был здоров.
    Прогноз погоды с 15 до 21 часа по району АХР предусматривал: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 5-8 баллов кучевая, мощно-кучевая 800-1000 м, видимость более 10 км, ветер 200-220° 4-7 м/с.
    При выполнении вечерних полетов по рассеву удобрений экипаж брал на борт, с целью катания, по одному рабочему совхоза. Всего экипаж выполнил 4 таких полета. Взлеты производились с площадки с МК=260° в сторону лесного массива с высотой деревьев 12-15 м и с отдельными деревьями до 25-30 м. На 28-м полете за день (13-м после обеда), по просьбе водителя топливозаправщика, экипаж, загрузив химикаты, взял на борт еще 5 человек – детей 9,10,12,13 и 16-ти лет, с целью катания. Два мальчика 10 и 12-ти лет находились в пилотской кабине. Остальные три мальчика – по правому борту, у 1-3 окон. Полетный вес и центровка самолета находились в пределах нормы. Произведя взлет и набрав высоту 35-40 м (по расчетам и показаниям очевидцев) относительно площадки взлета, экипаж выполнил доворот влево на курс 200° для следования к обрабатываемому полю, которое находилось на расстоянии 8 км. Выполнив доворот над лесным массивом, КВС установил двигателю режим горизонтального полета (Рк=820 мм рт.ст., П=1800 об/мин) и после этого отвлекся от пилотирования. Второй пилот также не пилотировал, а отвлекся к ребятам, находившимся в кабине. За это время самолет снизился на 15-20 м. Когда экипаж заметил снижение самолета, впереди по курсу полета оказалась группа деревьев высотой до 25 м. Чтобы избежать столкновения с ними, КВС увеличил мощность двигателя и взял штурвал «на себя». Однако эти действия оказались запоздалыми. Самолет ударился о деревья на высоте 9 м от верхушек (толщина стволов на этой высоте до 15 см). Сломав деревья, самолет набрал высоту до 10 м над кронами деревьев, но, имея серьезные повреждения несущих плоскостей (была отбита часть правой нижней плоскости по бипланную стойку, которая оборвалась и повисла на деревьях) и воздушного винта, стал снижаться, пролетел 400 м, упал в лес и загорелся. Катастрофа произошла в 18:15 в 1 850 м от площадки взлета, в 1,5 км от деревни Чаль.
    Экипаж и мальчик 10-ти лет, находившиеся в кабине, покинули самолет через аварийный люк. Второй мальчик, 12-ти лет, находившийся в кабине, ушел из нее в фюзеляж в момент первого столкновения с деревьями. Он и второй мальчик 16-ти лет, находившиеся в момент удара о землю у первого окна, были придавлены сместившимся вперед и вправо баком с химикатами. Открыв дверь грузовой кабины, экипаж помог двум мальчикам 9 и 13 лет покинуть самолет. Вытащить из под бака двух других мальчиков им не удалось. Они погибли в самолете, который полностью сгорел. Экипаж и дети 10 и 13 лет получили легкие ранения, ребенок 9-ти лет – тяжелые ранения.
    Фактическая погода в районе АП за 18:00 – облачность 4/1 средняя, кучевая 1000 м, видимость более 10 км, ветер 230° 3 м/с, температура воздуха +17°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 5 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32183
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.05.1968
Заводской номер ВС 1G94-44
Наработка ВС (часы) 7089
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 3114046


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Смоленский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тупичино
Пункт назначения Тупичино
Начальный пункт маршрута Тупичино
Конечный пункт маршрута Тупичино


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной ЛП явилось игнорирование экипажем требований НПП ГА-71 и руководства по АХР, запрещающих брать на борт посторонних лиц, что привело к отвлечению членов экипажа от пилотирования и столкновению самолета с деревьями.
    Летному происшествию способствовало:
    - нарушение НПП ГА-71 и руководства по АХР в части выполнения полета на высоте ниже безопасной;
    - неудовлетворительная организация полетов на АХР в Смоленском ОАО;
    - отсутствие должного контроля за работой экипажей на оперативных точках и низкий уровень воспитательной работы среди летного состава.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.