Экипаж выполнял полет вне расписания по заявке гравиметрической экспедиции по доставке авиатоплива в а/п Стрелка-Чуня. Взлет в а/п Кежма был произведен в 05:25 мск. Посадка в а/п Стрелка-Чуня - в 07:13. После разгрузки экипаж произвел взлет в 07:26. На борту груза и пассажиров не было. Самолет направлялся в а/п Ванавара для дозаправки (расчетное время полета 52 минуты). В 07:33 экипаж доложил занятие эшелона 1 800 м и приступил к горизонтальному полету по трассе.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, слабый снег, видимость 6-10 км, ветер 280° 30 км/ч. По истечении расчетного времени самолет в аэропорт Ванавара не прибыл, экипаж на вызовы не отвечал.
В 07:20 и в 07:29 из Стрелки-Чуня вылетели самолеты Ан-2 №№93499 и 43914. Навстречу летел Ан-2 №29345. Экипаж Ми-8 №25672 работал в 30 км от места происшествия. По объяснениям экипажей этих ВС, в данном районе не было метеоусловий, усложнявших выполнение полетов (ясно, видимость более 10 км, температура воздуха -48°С у земли, -25°С на высоте.
Организованными поисками в 09:58 мск самолет обнаружен в тайге на линии пути в 78 км от Ванавары полностью разрушенным. Пожара не было. Самолет столкнулся с деревьями и землей с МК=210° под углом 28-30° с левым креном около 10° на скорости около 270 км/ч.
Характер столкновения с деревьями и землей, наличие на удалении 300-500 м от места происшествия открытых и обширных (1000х5000 м) болот, пригодных для безопасной посадки Ан-2 на лыжном шасси, позволяют заключить, что экипаж вынужденную посадку, связанную с отказом двигателя, не производил, мер по оповещению других экипажей, следовавших с интервалом 6 минут впереди и 3 минуты за ним, о месте вынужденной посадки не принял.
При осмотре места происшествия установлено, что двигатель при столкновении с землей работал. При осмотре обломков кабины пилотов на деталях пола кабины в районе педалей второго пилота и на внутренней задней части остекления фонаря кабины обнаружены следы крови. Это позволяет предполагать, что экипаж имел телесные повреждения до столкновения с землей и выброса тел после удара.
На барограмме через 26 минут полета на эшелоне 1800 м запись прерывается при вращающемся барабане, что позволяет предположить наличие ударной нагрузки на самолете в горизонтальном полете, приведшей к срыву барограммы с места установки пером вниз. В этом положении барограф не «пишет» при исправном часовом механизме. В зимние время, согласно опросам экипажей Кежемского ОАО, барограф устанавливается в кабине экипажа на рукоятке ракетницы по правому борту для обеспечения его работоспособности при низких температурах.
На лопасти №4 воздушного винта обнаружена забоина прямоугольных очертаний шириной 22 мм и глубиной 10 мм на радиусе 940 мм, т.е. за обводами капотов двигателя. Предположительно, забоина нанесена металлическим предметом правильной формы. На месте происшествия этого предмета не обнаружено (глубина снега достигала 70-100 см). По данным геологической экспедиции случаи обнаружения в тайге неопознанных остатков конструкций не единичны. Так в 1969 г была обнаружена металлическая конструкция, при попытке разбить которую кувалда отскакивала, не оставляя даже забоин. Также геологи часто наблюдают оболочки шаров, висящие на деревьях.
|