|
|
|
Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА близ Новоселово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 сентября 1974 г.
Время: 11:12
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Новоселовский район, близ Новоселово
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-70953
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Красноярский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 188 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Красноярск – Балахта – Новоселово - Кома – Анаш и обратно. Прогноз погоды по маршруту предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м от наивысшей точки 822 м и средняя, кратковременный дождь, видимость более 10 км, ветер неустойчивый 15-25 км/ч. Холодный фронт с волнами находился западнее трассы, скорость его смещения была 15-25 км/ч.
Взлет в а/п Красноярск произведен в 05:54 мск. После посадок в Балахте и Коме экипаж произвел взлет в 07:06 мск, имея на борту 9 взрослых пассажиров и двух детей.
После взлета на запрос начальника а/п Анаш о следующем пункте посадки экипаж сообщил, что будет следовать на Новоселово. Затем, через 3-4 минуты, экипаж на вызовы радиооператоров Новоселово и Комы по командной радиостанции не отвечал. В 14:15 мск самолет обнаружен на склоне горы с отметкой 538 м в 15 км от а/д Кома на трассе Кома – Новоселово. 7 взрослых пассажиров, 1 ребенок и оба пилота погибли. 2 взрослых пассажира получили тяжелые ранения, второй ребенок получил ушибы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
11 |
8 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-70953 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.04.1959 |
Заводской номер ВС |
111747311 |
Наработка ВС (часы) |
11567 |
Наработка ВС (циклы) |
9207 |
Силовая установка |
КЛ 3214086 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Красноярский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кома |
Пункт назначения |
Новоселово |
Начальный пункт маршрута |
Красноярск (Северный) |
Конечный пункт маршрута |
Анаш |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия сделала заключение, что через 6-7 минут полета в наборе высоты и по достижении 430 м от уровня аэродрома вылета на борту создалась аварийная обстановка. Самолет с вертикальной скоростью снижения 6 м/с и потерей высоты 150-180 м столкнулся с кронами берез на различной высоте от вершин деревьев, получив полные разрушения правой и левой полукоробок крыльев и хвостового оперения и перелетев через вершину горы с отметкой 538 м. На противоположном склоне от самолета оторвались правая полукоробка крыльев, правая часть шасси и часть хвостового оперения. Затем в 87 м от вершины самолет упал на воздушный винт и двигатель и перевернулся на спину с разрушенным фюзеляжем и левой полукоробкой крыльев.
Фактическая погода а/п Кома за 07:00 мск – 10/10, сл.-куч, куч-дожд., 1000 м, сл. дождь, вид. более 10 км, ветер 160° 2 м/с.
Фактическая погода а/п Новоселово за 07:00 мск – 10/10, сл.-дожд., раз.-дожд., 800 м, дождь, видимость 5 км, ветер 180° 4 м/с.
Штормовое предупреждение в период с 05:00 до 09:00 не поступало.
Прогноз и фактическая погода по трассе не препятствовали безопасному выполнению полета. Свидетель происшествия слышал неровную работу двигателя с перебоями «как на мотоцикле».
Предположительной причиной катастрофы комиссия считает кратковременный отказ в работе двигателя, что подтверждается показаниями очевидца, находившегося в 500-600 м от места АП. В сложившейся аварийной ситуации экипаж принял решение не продолжать полет через водный рубеж – Красноярское водохранилище, а развернуться влево на 70-90° от маршрута и произвести посадку на поляну, расположенную у высоты с отметкой 538 м по курсу столкновения самолета с деревьями. При подходе к площадке у высоты 538 м самолет попал в нисходящий воздушный поток, вызванный рельефом разнопересеченной местности, что привело к резкому снижению самолета со стороны подветренного склона горы. Это подтверждает контрольный облет, проведенный комиссией на самолете Ан-2 05.10.74 на месте происшествия в аналогичных ветровых условиях. Характер столкновения самолета с деревьями и его разрушение свидетельствуют о внезапном резком броске самолета, исключающем производство экипажем преднамеренной посадки на крутой склон горы, что также подтверждается положением 4-х ходового крана бензопитания в положении открыт на сумме группы баков и убранным положением закрылков.
Двигатель и все его системы и агрегаты, по заключению ГосНИИ ГА, исправны и находятся в рабочем состоянии (двигатель после замены разбитых при ударе деталей был установлен на самолет, завелся и работал без перебоев).
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Инспекция МГА отменила заключение комиссии Красноярского УГА, проводившей расследование. По заключению инспекции наиболее вероятной причиной данного ЛП явилось попадание самолета в снежный заряд с плохой видимостью и неправильные действия экипажа при попытке выйти на визуальный полет, выразившиеся в отвороте в сторону гор и снижении до высоты ниже безопасной.
Сопутствующие причины:
- неоправдавшийся прогноз погоды в результате более раннего, чем предполагалось, прохождении холодного фронта;
- неудовлетворительная организация вылета самолета из а/п Красноярск.
Комиссия КрУГА провела расследование неудовлетворительно, безосновательно пытаясь найти предполагаемый отказ двигателя, чем были значительно затянуты сроки расследования, хотя исследования двигателя и его систем на заводе и в ГосНИИ ГА подтверждают их исправность. Комиссия не вскрыла недостатки, имевшиеся в подготовке экипажей, организации полетов и метеообеспечении.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|