Экипаж Ан-2 № 55529 118 летного отряда (КВС Гулькин В.Ф., здесь и далее все фамилии изменены) выполнял рейс №361 по маршруту Барнаул – Бийск (без посадки) – Алтайское. На борту находились 11 взрослых пассажиров и двое детей.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: полет в зоне вторичных холодных фронтов, облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, 200-300 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, снег, видимость 1500-2500 м, ветер неустойчивый 0-3 м/с.
По пункту посадки а/п Алтайское прогноз погоды был таким же (отличался видимостью 2-4 км).
Одновременно с экипажем Гулькина (налет 3875 ч, в том числе КВС – 888 ч) к вылету по этому же маршруту готовился Ан-2 №03530 (КВС Матвеев Н.П.). Взлеты Ан-2 №55529 и 03530 произвели соответственно в 06:45 и 06:46 мск. Выпуск сразу двух самолетов в Алтайское произведен без учета того, что информатор а/п Алтайское совмещает несколько служебных обязанностей. Полеты выполнялись на высотах 450 и 700 м по давлению 774 мм рт.ст. Ан-2 №03530 на траверзе Троицкого обогнал Ан-2 №55529. В нарушение НПП ГА-71 оба экипажа не доложили при входе в зону КДП Бийск расчетного времени пролета контрольного ориентира Фоминское и фактическую погоду по маршруту, а диспетчер КДП этого не потребовал.
В 07:34 Гулькин доложил пролет Фоминского и что он пойдет через точку. Диспетчер ответил: «До пролета траверза», тем самым дав указание на спрямление установленного маршрута. Экипажи Матвеева и Гулькина доложили пролет траверза Бийска в 07:42 и в 07:44 соответственно. Контроля по имеющимся РТС диспетчер КДП Бийска не осуществлял. В 07:45 Гулькин запросил Матвеева: «Это вы прошли Советское?» Матвеев ответил утвердительно, чем внес дезинформацию по ведению визуальной ориентировки по расстоянию (9 км) и времени (3 минуты). Фактически оба самолета находились в районе н.п. Сетовка (ближе к Алтайскому), а не Советское. Диспетчер, увидев одну метку на экране, предупредил экипажи, что они летят на одном расстоянии и азимуте, но не дал команды по установке безопасного интервала между самолетами, а также пеленга и расстояния до них. В 07:50 отметки начали расходиться. В 07:51 Матвеев запросил Гулькина: «Ты меня видишь? Тот ответил: «Нет, не вижу». Далее, следуя по ПВП вдоль дороги Бийск – Алтайское, Матвеев (12000 часов налета) в 07:54 произвел благополучную посадку в Алтайском.
Экипаж Ан-2 №55529, выполняя полет на высоте 600 м на участке Сетовка – Алтайское, продолжал полет без снижения с ранее полученной ошибкой. Гулькин не смог восстановить детальную ориентировку по характерному линейному ориентиру (шоссейная дорога) и населенным пунктам. Получив условия захода на посадку, по истечении ошибочно исправленного расчетного времени в 07:54 начал снижение до 400 м, продолжив полет на этой высоте в течение трех минут по направлению к н.п. Сараса (пролетев Алтайское). В 08:00 на запрос информатора а/п Алтайское ответил: «Подхожу». Затем самолет производил полет с набором высоты со скоростью 1,5 м/с с курсом 60-70°. В 08:03:14 Гулькин доложил, что возвращается в Бийск. Тем временем, Ан-2 №03530 в 08:03:45 произвел взлет из Алтайского и через 22 секунды КВС Матвеев перевел Ан-2 №55529 на нерабочую частоту связи по УКВ 128,1 МГц, чем лишил возможности диспетчера руководить его полетом, и дважды в течение 27 секунд повторил о наличии характерного ориентира (шоссе) от Советского. КВС Гулькин ответил: «Да, я вот сейчас подошел вплотную, должен пролететь его, но ни черта не вижу». Это была последняя связь с бортом. Только через 8 минут диспетчер вызвал его, но ответа не получил. Организованные поиски результатов не дали. Самолет был обнаружен 8 марта в 09:15 мск на заснеженном каменистом безлесном южном склоне горы Вересковая высотой 909 м в 12,5 км с азимутом 83° от а/п Алтайское, когда выживший пассажир, временами теряя сознание и идя по глубокому снегу 22 часа, вышел в н.п. Верх. Ая и сообщил о месте катастрофы. Там были обнаружены ранеными КВС, еще один взрослый пассажир и оба ребенка. Первые двое скончались в больнице 9 марта.
Комиссия установила, что в 08:05 мск на высоте 820 м по приведенному давлению, вне видимости земли, самолет задел дерево на склоне горы Вересковая левой плоскостью. КВС дал взлетный режим и взял штурвал на себя. Самолет, пролетев 200 м примерно за 6 секунд, набрал 52 м высоты, потерял скорость, вышел на закритические углы атаки, перешел в сваливание и столкнулся со склоном горы крутизной 35° под углом 3-5° к продольной оси самолета на высоте 870 м. Отделившись, самолет пролетел вверх по склону 61 м и на высоте 890 м остановился полностью разрушенным.
На участке трассы Советское – Алтайское горизонтальная видимость временами уменьшалась до 1 000 м и менее из-за приподнятой дымки или тумана, таким образом, комиссия считает, что прогноз погоды, составленный АМСГ Барнаул, не оправдался.
|