Экипаж 423 летного отряда Витебского ОАО произвел взлет из а/п Полоцк для выполнения аэровизуального полета по патрулированию газопровода по маршруту Полоцк - Вилейка - Дисна - Полоцк. Предполетная подготовка проведена экипажем некачественно, в спешке, при попустительстве командира звена.
Прогноз погоды по району полета с 15 до 19 часов предусматривал: юго-западная часть циклона, ветер 300° 30 км/ч, у земли 260° 7 м/с, видимость 10 км, облачность 7 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 400 м, местами видимость 3000 м.
В нарушение п. 5.5.2 НПП ГА-85 бланк АВ-5 прогноза погоды экипажем получен не был, а диспетчер МДП разрешил вылет экипажу без прохождения метеоконсультации.
Через 4 минуты после взлета, на участке маршрута до Вилейки, экипажу на борт передан корректив к прогнозу погоды по маршруту следования сроком действия с 15:30 до 18:00, который был нелетным (предусматривал видимость 1000 м, что было ниже минимума). Экипаж принял решение о возврате в а/п Полоцк, однако слышавший переговоры экипажа командир звена, выполнявший в это время полет на другом ВС, порекомендовал выполнять полет на н.п. Дисна для сообщения заказчику о невозможности выполнить задание по доставке людей с трассы газопровода на базу.
Уточнив прогноз погоды в районе Полоцкого МДП, который соответствовал его минимуму, экипаж пересмотрел свое решение и взял курс на площадку Дисна, о чем сообщил диспетчеру МДП. В нарушение п. 5.6.1 НПП ГА-85 диспетчер назначил экипажу высоту полета 100 м по давлению аэродрома Полоцк (748 мм рт.ст) вместо высоты по минимальному приведенному давлению.
В 15:11 экипаж запросил прогноз погоды по Витебской области, который был ему передан и соответствовал его метеоминимуму. Значение видимости пилот уточнял дважды.
Производя полет до Дисны, экипаж встретил по маршруту погоду ниже своего минимума, своевременно не произвел возврат на аэродром вылета, а решил произвести посадку на подобранную площадку. В процессе захода в условиях белизны и ограниченной видимости пилот потерял визуальный контакт с землей, но продолжал снижение. Вертолет с правым креном 5-10°, с поступательной и вертикальной скоростью снижения, столкнулся с земной поверхностью на заснеженном поле размерами 400х600 м, разрушаясь, продвинулся на 51,4 м и опрокинулся на правый борт. Командир вертолета погиб. Проверяющий, старший штурман, в тяжелом состоянии доставлен в больницу, где скончался 9 марта.
На месте происшествия наблюдалось резкое ухудшение видимости до 500 м при сильном ливневом снеге, не предусмотренное прогнозом погоды.
Катастрофа произошла в 15:27, в 1,2 км западнее пос. Полюдовичи Полоцкого р-на Витебской области.
|