|
|
|
Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА близ Прохоркино, Томская область |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 марта 1981 г.
Время: 16:42
Страна: СССР
Место происшествия: Томская область, Александровский район, 20 км северо-западнее Прохоркино
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-35182
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО
Рейс: 9720
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 244 летного отряда выполнял рейс №9720 по маршруту Прохоркино – Новоникольское – Назино – Александровское. По маршруту прогнозировалась следующая погода – облачность 10 баллов, верхняя, средняя 2-5 балов, разорвано-дождевая 300-500 м, снег, дымка, видимость 6-10 км, кратковременные ухудшения до 3-5 км.
Взлет в Прохоркино произведен в 12:34 мск (16:34 мест. вр.). После взлета и набора высоты экипаж следовал курсом 330° на Новоникольское. Через 8 минут полета самолет потерпел катастрофу на замерзшем озере с толщиной льда 60-70 см в 20 км от н/п Прохоркино с азимутом 320° (59°41’ СШ, 79°17’ ВД). Все находившиеся на борту погибли. Фюзеляж разрушился до 12 шпангоута.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35182 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.02.1970 |
Заводской номер ВС |
1G114-06 |
Наработка ВС (часы) |
8342 |
Наработка ВС (циклы) |
10717 |
Силовая установка |
К 16190219 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
9720 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Стрежевской ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Прохоркино |
Пункт назначения |
Новоникольское |
Начальный пункт маршрута |
Прохоркино |
Конечный пункт маршрута |
Александровское |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: причину катастрофы установить не представилось возможным. Можно предположить, что самолет с высоты 110-120 м резко перешел на снижение с левым разворотом и при левом крене около 80° с углом тангажа до 20° на пикирование столкнулся с поверхностью озера с МК=80°. Разрушенный самолет остановился на льду в 120 м от места первого касания, с МК=270°.
Подготовка и опыт КВС позволяли выполнить полет, за исключением случая стечения обстоятельств, с которыми он мог не справиться.
Рассмотрев около 20 вероятных причин катастрофы, комиссия не смогла полностью исключить две из них:
1) При полете над безориентирной, заснеженной местностью, при входе в зону снегопада и при наличии поземка, у экипажа могла возникнуть необходимость пилотирования самолета по авиагоризонтам, которые в этот момент выдавали неправильные показания – кабрирование и правый крен. Несоответствие показаний авиагоризонтов положению самолета экипаж, выполнявший визуальный полет, своевременно мог не обнаружить. Приняв показания авиагоризонтов за достоверные, экипаж ввел самолет в крутую левую нисходящую спираль. Из-за дефицита высоты и времени определить свое положение и избежать столкновения с землей экипаж не смог.
2) Учитывая скоротечность развития катастрофической ситуации, а также по характеру падения, можно предположить, что сваливание самолета произошло из-за воздействия внешнего возмущенного потока, которым может быть спутная струя от тяжелого ВС, пролетавшего на малой высоте в этом районе.
По заключению ГосНИИ ГА, при столкновении с землей авиагоризонты АГК-47Б выдавали угол крена 45±2° (правый), угол тангажа 35-38° на кабрирование, что не соответствовало фактическому положению самолета.
По анализу фактических данных, видимость в районе АП снижалась до 3 км в снежных зарядах при наличии поземка, высота облачности была не менее 300 м. Минимум экипажа по ПВП – 200х3000м.
Ближайшее ВС МГА, вертолет Ми-8, находилось в момент АП на расстоянии 17 км от места происшествия. Данными о полетах тяжелых ВС других ведомств, маршрут полетов которых на малых высотах проходит в этом районе, комиссия не располагает.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Вероятными причинами катастрофы могли быть: - показания авиагоризонтов, не соответствующие истинному положению самолета в пространстве; - попадание самолета в спутную струю от тяжелого ВС, пролетавшего на малой высоте в этом районе.
В особом мнении представители ИАС ЗСУ ГА и АТБ Стрежевского ОАО исключают возможность неправильных показаний авиагоризонтов и предполагают, что зафиксированы показания не в момент первого удара о землю, а при отделении приборной доски от самолета. Оба преобразователя ПАГ-1Ф и ПТ-125Ц, согласно заключению ГосНИИ ГА, работали, что исключает отказ авиагоризонтов из-за отсутствия питания.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|