|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в а/п Актюбинск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 ноября 1981 г.
Время: 11:05
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Актюбинск
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-28849
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Актюбинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 153 летного отряда выполнял договорной спецрейс по обслуживанию Кенкиякской нефтеразведочной экспедиции (доставка вахты). Взлет производился в 09:04 мск (11:04 мест. вр.) с ГВПП с МК=307° на взлетном режиме работы двигателя с закрылками на 30°. Отрыв произведен на скорости 80 км/ч через 180 м пробега. После отрыва на высоте 5-7 м на скорости 120 км/ч самолет резко перешел на кабрирование, которое полным отклонением штурвала парировать не удалось. После набора высоты 30-35 м самолет свалился на левое крыло и в 09:05 столкнулся с землей с курсом 25-30° в 210 м от границы летного поля. Первое касание земли произошло левым колесом, затем силовой установкой и левой полукоробкой. Самолет остановился через 26 м от места первого касания с разворотом на 160-170° и разрушился. Пожар в районе двигателя ликвидирован пожарным расчетом, израсходовавшим при этом около 800 л воды. Один пассажир скончался на месте происшествия, второй – в больнице через 1,5 часа. Остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
12 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-28849 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.06.1961 |
Заводской номер ВС |
1G05-03 |
Наработка ВС (часы) |
14157 |
Наработка ВС (циклы) |
26889 |
Силовая установка |
КЛ 4315014 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Актюбинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Актюбинск |
Пункт назначения |
Кенкияк |
Начальный пункт маршрута |
Актюбинск |
Конечный пункт маршрута |
Жанажол |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Перед полетом лед с самолета был удален авиатехником с помощью «шоркалки». Экипаж принял самолет чистым. При осмотре самолета на месте происшествия установлено наличие льда с шероховатой поверхностью на предкрылке правого верхнего крыла, носке стабилизатора, передней кромке руля высоты, а также сосулек на задних кромках плоскостей и руля высоты. Фактическая погода в момент АП: облачность 8/0 баллов, дымка, тихо, давление 757 мм рт.ст., температура воздуха (-8)°С. Комиссия сделала заключение, что наличие льда на вышеуказанных частях самолета является результатом облива двигателя и планера самолета водой при проведении аварийно-спасательных работ пожарным расчетом.
Комиссией выявлены следующие нарушения РЛЭ экипажем, допущенные перед взлетом: не закрыта дверь в хвостовой отсек на замок, не поставлен ограничительный ремень у 15-го шпангоута, не проконтролировано размещение ручной клади у пассажиров и их привязь ремнями.
Экипаж рассчитал полетный вес 5 250 кг и использовал его для расчета центровки по центровочному графику и допустил ошибку на +0,9% САХ, рассчитав центровку, равную 28,7% САХ. Экипаж также не учел поправку на зимнюю одежду пассажиров, что составило ошибку еще на +0,6% САХ. Суммарная ошибка, допущенная экипажем при расчете центровки, составила +1,5% САХ, без учета техимущества (чехол на силовую установку, причалы для привязи самолета) и части ручного багажа пассажиров, находящегося у 14-15 шпангоутов. Имея, по своим данным, большой запас центровки до предельно задней, экипаж не обратил внимание на размещение техимущества и багажа пассажиров. Согласно уточненного расчета, полетный вес составлял 5 315 кг, центровка 32,8% САХ.
Данные расчеты полетного веса и центровки самолета приняты на основании исходных данных завода 406 ГА для пустого самолета (19,2% САХ, 3 340 кг), которые не соответствуют действительности и являются фиктивными. Это подтверждается следующим:
- доработка по бюллетеню №Р1106(873)72, произведенная заводом 406 ГА в 1976 г, не привела к изменению веса пустого самолета (согласно бюллетеня, вес должен увеличиться на 66 кг);
- контрольные расчеты центровок по весовым данным, приведенным в протоколах о взвешивании самолета Ан-2 №28849 при последних трех ремонтах, не совпадают с данными завода;
- при последнем ремонте самолета перенос радиооборудования в зону 15-18 шпангоутов должен был вызвать изменение центровки в сторону задней на +2% САХ, что подтверждается расчетом группы аэродинамиков ГосНИИ ГА.
Согласно бюллетеню ИК 700/667/68 для сохранения центровки завод обязан был перенести аккумулятор из зоны 23-24 шпангоутов в зону 15-16 шпангоутов. Перенос аккумулятора выполнен не был и центровка самолета не изменилась. Выполнение этих работ заводом 406 ГА не указано в деле ремонта и формулярах самолета. Аналогичное нарушение, допущенное заводом 406 ГА, обнаружено еще на шести самолетах Ан-2 Актюбинского ОАО.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: Самолет выполнял полеты, в основном, на АХР. Полет 17 ноября с пассажирами, с полной загрузкой в зимнее время, выполнялся впервые. Центровка самолета при выпуске с завода в 1961 г. была 21,2% САХ. В последние 6 ремонтов записей о величине центровки в формулярах и удостоверениях самолета завод не производил. В 1976 г., при 7-м ремонте, центровка составляла уже 19,2% САХ, т.е. на 2% САХ меньше, без документального подтверждения. Таким образом, завод допустил суммарную ошибку по центровке на 4% САХ за счет необоснованного уменьшения центровки с 21,2% до 19,2% САХ и неучета смещения центровки на 2% САХ в сторону задней за счет установки радиооборудования. Следовательно, центровка пустого самолета была 23,2% САХ, а перед вылетом – 36,8% САХ.
Заключение: причиной катастрофы является взлет самолета с задней центровкой, превышающей критическую, по вине завода 406 ГА.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|