|
|
|
Катастрофа Як-40 Таджикского УГА в районе Ленинабада |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 сентября 1970 г.
Время: 21:26
Страна: СССР
Место происшествия: Таджикская ССР, Ленинабадская обл., Аштский р-н, г. Айри-Таш, близ киш. Ошоба
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: СССР-87690
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Рейс: Ш-4
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 186 летного отряда произвел взлет в аэропорту Фрунзе в 20:24 местного времени. Маршрут до Ленинабада должен был проходить через ОПРС Чалдовар, Нарын-ГЭС, Наманган и Коканд. Погодные условия были простыми: облачность 2-3 балла, видимость более 16 км, горы открыты, ветер западный.
В 21:00 экипаж доложил диспетчеру а/п Коканд пролет ОПРС Нарын-ГЭС. Фактически самолет на ОПРС не вышел, а следовал вне трассы. После доклада о пролете ОПРС Нарын-ГЭС, по указанию диспетчера, экипаж сменил эшелон 6 600 м на 5 700 м. Фактическое движение самолета от ОПРС Нарын-ГЭС шло не по установленному маршруту через ОПРС Наманган и Коканд и далее на Ленинабад, а севернее порядка 30-50 км. Однако экипаж передавал о пролете ОПРС Наманган и Коканд. Диспетчер аэропорта Коканд движение самолета по радиолокатору не контролировал, фактического местоположения не знал, не передавал экипажу пеленги, получаемые на индикаторе АРП-6, которые указывали на уклонение самолета от заданного пути, не дал указание о выходе на трассу, но дал указание на снижение до эшелона 3 300 м. В результате самолет оказался в районе гор, превышающих высоту полета. Кроме того, диспетчер а/п Коканд передал управление полетом диспетчеру аэропорта Ленинабад не на установленном рубеже и не сообщил об отсутствии радиолокационного контроля ни экипажу, ни диспетчеру а/п Ленинабад.
В 21:21 экипаж установил связь с диспетчером а/п Ленинабад и доложил о пролете Канибадам на эшелоне 3 300 м. Диспетчер, не зная фактического местоположения самолета, не передав на борт показания радиопеленгатора, которые указывали на значительное уклонение самолета от трассы, разрешил снижение до высоты 2 100 м. Видя по радиопеленгатору уклонение вправо от маршрута и не обнаруживая отметки на индикаторе радиолокатора, он не принял мер к немедленному выводу самолета на установленную трассу с набором высоты. КВС для определения местоположения самолета не использовал имеющиеся технические средства самолетовождения и не принял мер для выхода на заданную линию пути.
За две минуты до происшествия диспетчер передал экипажу пеленг, который отличался от контрольного пеленга данного участка маршрута на 28°, но не потребовал немедленного выхода самолета на трассу с набором высоты.
В 21:26 местного времени (18:26 мск), в наступившей темноте, на скорости около 500 км/ч самолет столкнулся с горой Айри-Таш (2 300 м) на высоте 2 100 м в 90 км от аэропорта Ленинабад и севернее трассы на 45 км и полностью разрушился.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
18 |
18 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-87690 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
01.03.1969 |
Заводской номер ВС |
9910503 |
Наработка ВС (часы) |
1020 |
Наработка ВС (циклы) |
1344 |
Силовая установка |
Н 5931035, Н 5011001, Н 5941029 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Ш-4 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Таджикское УГА, Душанбинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Фрунзе |
Пункт назначения |
Ленинабад |
Начальный пункт маршрута |
Фрунзе |
Конечный пункт маршрута |
Душанбе |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Нарушение экипажем НПП ГА-66 и НШС ГА-62 по использованию наземных и самолетных средств навигации для полета по линии заданного пути, что привело к уклонению в сторону гор
2) Снижение самолета по ППП при полете в горной местности диспетчерами аэропортов Коканд и Ленинабад, несмотря на незнание его фактического местоположения, и неиспользование технических средств для контроля за движением.
Происшествию способствовало: слабая штурманская подготовка КВС и второго пилота, отсутствие опыта полетов по ППП на Як-40. Оба они недавно переучились на Як-40 с Ил-14 и Ан-2 и, в основном, имели опыт только полетов по ПВП. При переучивании на Як-40 во время тренировки полетов по ППП не использовались шторки в связи с их отсутствием на данном типе. Командир ВС имел ранее серьезные нарушения правил летной работы, за что на него накладывались дисциплинарные взыскания. Несмотря на эти серьезные недостатки он был переучен и допущен к полетам с пассажирами на самолете Як-40 ночью.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|