|
|
|
Катастрофа Ил-18В Армянского УГА в районе а/п Пулково |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 декабря 1970 г.
Время: 16:37
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, близ а/п Шоссейная (Пулково)
Тип ВС: Ил-18В
Регистрация ВС: CCCP-75773
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Армянское УГА, Ереванский ОАО
Рейс: 3012
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 279 летного отряда, находясь на предварительном старте, в 16:33:05 получил разрешение занять исполнительный старт. Запрос на взлет последовал уже через 1 мин. 10 сек. Взлет произведен в 16:35 с МК=99°. Самолет взлетел с необычно большим углом тангажа и начал покачиваться с крыла на крыло. Он пролетел 2 500 м на высоте 30-50 м на околокритических углах атаки. Скорость после отрыва составляла 250 км/ч. Дальнейший полет проходил на втором режиме с потерей высоты с подходом к земле с большим углом атаки и незначительным правым креном на скорости около 200 км/ч. Пролетев всего 5 300 м, самолет упал на заснеженном поле на удалении 2 190 м от торца ВПП и в 290 м правее ее оси. Первое касание земли произошло хвостовой частью. Затем самолет ударился носовой частью. По земле он продвинулся 210 м. Все 5 членов экипажа, находившиеся в кабине, погибли. Погиб также сопровождающий милиционер – майор МВД АрмССР. 23 пассажира и 3 бортпроводника получили ранения. Остальные пассажиры не пострадали.
Фюзеляж разрушился по шпангоутам 25-27, а также с правой стороны по шпангоутам 32-35. Кабина пилотов деформирована. Двигатели №1, 3 и 4, воздушные винты №1, 2 и 3 и левая ОЧК - оторваны.
Фактическая погода – облачность 10 баллов высотой 180 м, снег, видимость – 1 200 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
5 |
Пассажиры |
78 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18В |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-75773 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.08.1961 |
Заводской номер ВС |
181003603 |
Наработка ВС (часы) |
13760 |
Наработка ВС (циклы) |
6733 |
Силовая установка |
Н 2335315 Н 2345356 Н 2415295 С 2325112 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
3012 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Армянское УГА, Ереванский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленинград (Пулково) |
Пункт назначения |
Ереван (Звартноц) |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Пулково) |
Конечный пункт маршрута |
Ереван (Звартноц) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия отметила, что время 1 мин. 10 сек. между разрешением занять исполнительный старт и докладом о готовности к взлету – значительно меньше, чем требуется для исполнения контрольной карты обязательных проверок. Было обнаружено, что радиовысотомер, АЗС МСРП-12 и ПОС самолета и двигателей - выключены (должны быть включены перед взлетом), а АЗС механизма стопорения рулей и главный выключатель запуска двигателей – включены (должны быть выключены). Закрылки обнаружены в убранном положении, а характер движения самолета показывал, что они были в убранном положении с начала полета. Экипаж, вероятно, рассчитывая успеть домой до Нового Года, проявил спешку и допустил нарушения при подготовке к взлету – не выполнив требования РЛЭ и контрольной карты обязательных проверок, в результате чего производил взлет с убранными закрылками, а также допустил дальнейшие ошибки в технике пилотирования. Происшествию могло способствовать снижение располагаемой тяги двигателей из-за возможного обледенения ВНА при невключенном обогревателе. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы явились нарушения экипажем требований РЛЭ Ил-18 и контрольной карты обязательных проверок, связанные с невыпуском закрылков перед взлетом и дальнейшими ошибками в технике пилотирования.
Катастрофе способствовали:
- неудовлетворительная подготовка экипажа к данному полету;
- неудовлетворительный контроль за предполетной подготовкой экипажа со стороны дежурного штурмана и диспетчера АДП а/п Ленинград.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|