|
|
|
Столкновение в воздухе Ан-2 и Ми-8 в районе а/п Сургут |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 ноября 1974 г.
Время: 14:56
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, 4,5 км юго-западнее а/п Сургут
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: СССР-25686
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 235 отдельный авиационный отряд
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 121 летного отряда выполнял рейс №662 и произвел взлет в а/п Ханты-Мансийск в 11:36 мск. На борту находилось 12 взрослых пассажиров. При подходе в зону а/п Сургут экипаж в 12:47 вышел на связь с диспетчером круга, находясь на высоте 150 м, и получил условия захода на посадку с МКпос=253° по давлению 761 мм рт.ст. В 12:56 экипаж запросил у диспетчера круга работать со стартом. Диспетчер дал разрешение. В 12:56:28 экипаж перешел на связь с диспетчером старта и сообщил ему: «Сургут 70766 вышел в круг левым 253». Диспетчер разрешил заход на посадку курсом 253° левым кругом. В 12:56:36 экипаж ответил: «Понял». На этом связь с бортом прекратилась.
В это же время экипаж вертолета Ми-8 235 ОАО, выполнявший внерейсовый полет в Нефтеюганск по обслуживанию экспедиции, в 12:54 произвел взлет из а/п Сургут, имея на борту 19 взрослых пассажиров и двух детей. В 12:55:18 экипаж доложил о взлете. В 12:55:23 диспетчер передал: «686 выход левым, работать с кругом». В 12:55:40 экипаж вертолета вышел на связь с диспетчером круга и передал, что произвел взлет и направляется в Нефтеюганск на высоте 150 м. Диспетчер круга ответил: «686 понял Вас до выхода 150». Экипаж ответил: «До выхода» и на связь больше не выходил.
Оба воздушных судна были обнаружены разрушенными и сгоревшими на расстоянии 4,5 км от КТА с азимутом 218° в 600 м друг от друга. Все находившиеся на бортах 33 пассажира и 5 членов экипажа погибли. Самолет Ан-2 упал в лес, вертолет Ми-8 – на покрытой редколесьем заснеженной болотистой местности.
Установлено, что после взлета Ми-8 произвел левый разворот в направлении на Нефтеюганск и производил полет с МК=220° на высоте 150 м. В облаках, нижняя граница которых в момент происшествия была 130-110 м, в 12:56:36 произошло столкновение с Ан-2, входившем в круг на той же высоте с курсом, обратным посадочному, в направлении к третьему развороту.
Фактическая погода в момент происшествия: облачность 10 баллов высотой 130 м, видимость 8 км, слабый снег, ветер неустойчивый 1-2 м/с, температура минус 6°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
21 |
21 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25686 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
08.06.1973 |
Заводской номер ВС |
3771 |
Наработка ВС (часы) |
1298 |
Наработка ВС (циклы) |
3416 |
Силовая установка |
С93201417 С93201418 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
235 отдельный авиационный отряд |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сургут |
Пункт назначения |
Нефтеюганск |
Начальный пункт маршрута |
Сургут |
Конечный пункт маршрута |
Нефтеюганск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной столкновения явилось неудовлетворительное руководство воздушным движением в зоне круга а/п Сургут, выразившееся в:
1) В нарушении установленных схем захода на посадку при полетах по ПВП.
2) В нарушении минимума погоды для приема и выпуска ВС данных типов.
3) В отсутствии контроля за движением ВС с помощью РТС и информации экипажей о воздушной обстановке.
Виновники:
Диспетчер круга: - не запретил посадку Ан-2 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - не осуществлял контроль с помощью РТС за полетами ВС и не информировал экипажи о воздушной обстановке; - не дал указание экипажу Ан-2 о заходе на посадку по установленной ИПП а/д Сургут схеме; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление полетом Ан-2 диспетчеру старта; не запретил заход на посадку Ан-2 левым кругом, тогда как ИПП устанавливает правый круг.
Диспетчер старта: - не запретил взлет Ми-8 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление движением Ми-8 диспетчеру круга.
Экипаж Ан-2: зная о фактической погоде ниже минимума своего ВС, не принял решение об уходе на запасной аэродром и нарушил установленную ИПП схему, выполняя заход на посадку левым кругом. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Место катастрофы Ми-8 на 2022 г. Фото: Владимир Смирнов |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|