Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-410М Смоленского ОАО близ а/п Ленинград-Ржевка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 августа 1979 г.
Время:  11:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, близ а/п Ржевка
Тип ВС:  Л-410М
Регистрация ВС:  CCCP-67206
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Смоленский ОАО
Рейс:  1643
 


Описание
    Экипаж 287 летного отряда произвел взлет в а/п Великие Луки в 10:40 мск. Установив связь с диспетчером а/п Ржевка, экипаж приступил к заходу на посадку с МКП=237°. В 11:54 экипаж выполнил четвертый разворот и доложил о готовности к посадке. Диспетчер посадку разрешил. В 11:56 диспетчер заметил прекращение снижения и разворот самолета вправо и спросил: «Вы что, уходите на второй круг?». Экипаж ответил: «Да, да, уходим». На этом связь прекратилась. Самолет был обнаружен разрушенным в заболоченном сосновом лесу с высотой деревьев до 20 м в 500 м от торца ВПП с МКП=237° и правее ее оси 550 м (59°59’38” СШ, 30°36’27” ВД). Большая часть самолета сгорела. Столкновение с землей произошло с отрицательным углом тангажа около 30° и правым креном 25° с курсом 305°. Самолет продвинулся от места первого касания земли на 12 м. Разброса обломков практически не было. Все члены экипажа и 7 пассажиров (5 взрослых и двое детей) погибли. 4 взрослых пассажира получили тяжелые ранения. Фактическая погода в момент происшествия: облачность 4 балла, кучево-дождевая, кучевая, высотой 800 м, видимость 10 км, ветер 230° 8 м/с, порывы до 11 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 11 7
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Л-410М
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-67206
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.12.1976
Заводской номер ВС 760509
Наработка ВС (часы) 648
Наработка ВС (циклы) 674
Силовая установка 784014 784007


Сведения о рейсе

Номер рейса 1643
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Смоленский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Великие Луки
Пункт назначения Ленинград (Ржевка)
Начальный пункт маршрута Смоленск (Южный)
Конечный пункт маршрута Ленинград (Ржевка)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Самолет, выполняя полет на установленной высоте с курсом посадки, в районе БПРМ, прекратив снижение, без крена развернулся вправо на 20-30° и, продолжая разворот вправо с увеличивающимся креном, вошел в штопор, столкнулся с землей и загорелся.
    Комиссия установила, что при заходе на посадку в районе БПРМ произошел отказ правого двигателя с выходом воздушного винта на режим авторотации. В момент отказа самолет с выпущенными шасси и закрылками на 35° производил полет на приборной скорости 165 км/ч. Экипажем была предпринята попытка флюгирования винта рычагом РУВВ правого двигателя. Однако, вследствие конструктивного недостатка системы механического управления воздушным винтом самолетов Л-410М, флюгирования не произошло. Из-за возникшего от асимметрии тяги двигателей разворачивающего момента и скоротечности развития ситуации самолет уклонился вправо от посадочного курса, что заставило экипаж установить режим работы левого двигателя, близкий к взлетному, для ухода на второй круг. В связи с недостаточностью полного расхода руля направления на самолетах Л-410М для парирования разворачивающего момента при работе левого двигателя на взлетном режиме и авторотирующем винте правого двигателя при скорости 165 км/ч и ниже самолет вошел в правый разворот с последующим развитием крена. При достижении крена 30° произошло сваливание самолета на правое крыло. Он с большой вертикальной и незначительной поступательной скоростью столкнулся с землей.
    Причиной отказа и самовыключения двигателя в полете явилось разрушение подшипникового узла вала-рессоры коробки приводов агрегатов двигателя.
    После последнего регламентного обслуживания двигателя (через 100 часов полета) налет составил 4 часа 49 минут.
    ГосНИИ ГА сделал заключение, что причиной нефлюгерного положения воздушного винта правого двигателя мог явиться уход РУВВ с упора «флюгера» и самоперемещение его в положение, достаточное для выхода винта на минимальный полетный угол установки лопастей (15°), в котором он находился при ударе о землю, в результате действия на РУВВ возвратного эффекта от упругого люфта рычага на упоре «флюгера», что подтверждается положением РУВВ правого двигателя – 8 мм за упором БШ, определенном при расследовании.
    В РЛЭ отсутствуют рекомендации:
    1) по производству посадки при отказе двигателя на предпосадочной прямой с авторотирующим винтом;
    2) по производству посадки при отказе двигателя на предпосадочной прямой с зафлюгированным винтом;
    3) по уходу на второй круг при отказе двигателя на предпосадочной прямой с авторотирующим винтом.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы явилась потеря управляемости самолета при попытке экипажа уйти на второй круг из-за отказа правой силовой установки на предпосадочной прямой и отсутствия в РЛЭ Л-410М рекомендаций экипажу по действиям в этих условиях.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.