|
|
|
Катастрофа Ан-24Б Украинского УГА близ а/п Минск-1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 января 1979 г.
Время: 13:05
Страна: СССР
Место происшествия: Белорусская ССР, близ Минска
Тип ВС: Ан-24Б
Регистрация ВС: CCCP-46807
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Днепропетровский ОАО
Рейс: 7502
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 327 летного отряда произвел взлет в а/п Таллин в 11:14 мск. Прогноз погоды по а/п Минск, полученный перед полетом, был следующим: облачность 10 баллов высотой 100-200 м, верхняя граница 1 000–1 500 м, слабый снег, дымка, видимость 1 000–2 000 м, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, ветер 120-140° 9-12 м/с. Эшелон полета был задан 4 500 м. В 12:42 экипаж перешел под управление Минского РЦ и в 12:49 приступил к снижению до высоты 3 000 м. Перед началом снижения экипаж включил ПОС. В 12:54 экипаж перешел на связь с диспетчером подхода и приступил к снижению до 2 100 м, а затем до 1 200 м. Высоту 1 200 м экипаж занял в 12:58 на удалении 31 км от аэропорта Минск, после чего перешел на связь с диспетчером круга. В 12:59 экипаж установил давление аэродрома и приступил к снижению до высоты круга 400 м, в 13:01 доложив занятие этой высоты. Фактическая погода а/п Минск на 13:00 была следующей: облачность 10 баллов высотой 150 м, дымка, видимость 2 500 м, в облаках слабое обледенение, ветер 80° 6-9 м/с. Таким образом, прогноз погоды оправдался. Диспетчер круга фактическую погоду на борт не передал. С высоты 1 200 м полет проходил в облаках. На удалении 19 км от аэропорта экипаж перешел на связь с диспетчером посадки. В 13:03 после выполнения контрольной карты обязательных проверок и доклада об отсутствии обледенения на крыле справа и слева экипаж доложил: «Вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов». Диспетчер разрешил посадку и сообщил удаление – 9 км. В 13:04 по запросу экипажа диспетчер дал удаление 7 км, левее 50 м, ниже глиссады 40 м. Экипаж подтверждения не дал и на дальнейшие запросы не отвечал. Полностью разрушенный самолет был обнаружен на удалении 5 280 м от торца ВПП с МКпос=120° левее оси 200 м на заснеженной пересеченной местности, представлявшей собой глиняные карьеры глубиной 10-15 м, склоны которых были покрыты кустарником высотой 2-3 м (53°53’57” СШ, 27°27’55” ВД между деревнями Мал. Медвежино и Бареновщина). Катастрофа произошла в 13:05. Самолет столкнулся с землей на скорости полета 130-140 км/ч с небольшим положительным углом тангажа с правым креном 10-15° и с вертикальной скоростью снижения 15 м/с. После удара самолет продвинулся всего 14 м. Все обломки находились в радиусе 30 м. Был поврежден деревянный столб телефонной линии. Других разрушений на земле не было. Пожара не возникло. На месте катастрофы были обнаружены трое тяжелораненых пассажиров – двое взрослых и девочка 1976 г.р. Оба взрослых пассажира впоследствии скончались в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте. На передних кромках крыла, стабилизатора и киля обнаружен лёд шириной 20-40 мм и толщиной 1-2 мм.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
9 |
8 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46807 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.11.1965 |
Заводской номер ВС |
57302109 |
Наработка ВС (часы) |
23844 |
Наработка ВС (циклы) |
17627 |
Силовая установка |
Н 404208 Н 4832101 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
7502 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Днепропетровский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Таллин |
Пункт назначения |
Минск (Минск-1) |
Начальный пункт маршрута |
Таллин |
Конечный пункт маршрута |
Днепропетровск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При заходе на посадку экипаж преждевременно выключил ПОС, что привело к образованию льда на крыле, хвостовом оперении и ухудшению продольной устойчивости самолета. Аварийная обстановка начала развиваться на удалении 7 км от ВПП в момент последовательного увеличения режима работы двигателей до 63° по УПРТ для исправления расчета на посадку и выполнения горизонтального полета до входа в глиссаду, предпринятого экипажем на высоте 300 м на скорости полета 220 км/ч при выпущенных на 38° закрылках после сообщения диспетчера об уклонении ниже глиссады. После увеличения режима работы двигателей до 63° по УПРТ произошло уменьшение усилий на штурвале от руля высоты, что является признаком срыва потока на стабилизаторе. Экипаж, согласно РЛЭ, немедленно уменьшил угол отклонения закрылков до 10° и уменьшил режим работы двигателя до полетного малого газа. В дальнейшем полете в облаках экипаж не предпринимал действий для ухода на второй круг. С 18-ой секунды до столкновения с землей полет проходил на углах атаки, близких к критическим, с уменьшением поступательной скорости. После снижения самолета под облака из-за недостатка высоты (истинная 110 м) вывод самолета из создавшегося положения был уже невозможен. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина авиационного происшествия – частичная потеря продольной устойчивости самолета в посадочной конфигурации с закрылками, выпущенными на 38°, с обледеневшим вследствие преждевременного выключения ПОС крыла и оперения.
Сопутствующие факторы
– Лётных испытаний по определению характеристик продольной устойчивости и управляемости со льдом на носке стабилизатора (клевки с пикированием самолета) не проводилось.
- На самолете Ан-24 наличие обледенения на стабилизаторе неблагоприятно влияет на характеристики продольной устойчивости.
- В РЛЭ отсутствуют четкие рекомендации по выводу самолета из предклевкового состояния в нормальный режим полета.
- В РЛЭ не указан порядок действий по разгону скорости при уборке закрылков и уходу на второй круг, если самолет не перешел или удержан от «клевка».
- Выполнение рекомендаций п. 4.17.5 РЛЭ в этом случае выводит самолет на близкие к критическим углы атаки.
- На действующих тренажерах самолета Ан-24 невозможно имитировать признаки «клевка» и проводить тренировки экипажей по выводу самолета в нормальный режим полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|