 |
 |
 |
Авария Ми-2 а/к Оренбургские авиалинии в районе Казани |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: авария
Дата: 30 июля 1998 г.
Время: 06:08
Страна: Россия
Место происшествия: Татарстан, близ а/п Казань (Юдино)
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: 02160
Авиакомпания: Оренбургские авиалинии
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж в составе КВС и проверяющего командира звена выполнял полет по перегонке вертолета по маршруту Казань - Оренбург. Вертолет к моменту перегонки не был занесен в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ и не имел государственного регистрационного опознавательного знака. Перегонка вертолета к месту постоянного базирования после выполнения на нем ремонта осуществлялась в соответствии с требованиями п. 4.2 "Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ДВТ от 12 октября 1995 года № ДВ-110.
На борту находился один служебный пассажир. «Взлетная масса вертолета и центровка не выходили за установленные ограничения.
После взлета и набора высоты проверяющий, осуществлявший активное пилотирование, перевел вертолет в горизонтальный полет и установил двигателям номинальный режим работы. Сразу же после перевода двигателей на номинальный режим экипаж услышал изменение звука в работе силовой установки и по показаниям приборов определил падение оборотов турбокомпрессора и температуры газов левого двигателя.
Экипаж принял решение о посадке на аэродроме вылета.
В процессе выполнения разворота, по заявлению экипажа, произошла потеря высоты примерно 40-50 м. Мощности одного работающего двигателя при полетной массе, близкой к предельной, в условиях высокой температуры окружающего воздуха 25°С не хватило для обеспечения горизонтального полета. Вертикальная скорость снижения при этом составила 2-3 м/сек.
Уменьшающийся запас высоты полета и наличие препятствий по курсу не позволили, по оценке экипажа, продолжить полет до аэродрома вылета.
В процессе вынужденной посадки вертолет столкнулся с препятствиями на земле и получил разрушения силовых элементов конструкции. Члены экипажа и пассажир получили телесные повреждения различной степени тяжести.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
02160 |
Государство регистрации ВС |
Государство неизвестно |
Дата выпуска ВС |
1987 |
Заводской номер ВС |
5410216047 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Оренбургские авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Казань (Юдино) |
Пункт назначения |
Оренбург |
Начальный пункт маршрута |
Казань (Юдино) |
Конечный пункт маршрута |
Оренбург |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Исследованием муфт свободного хода (МСХ) установлено, что в последнем полете произошло проскальзывание МСХ левого двигателя. Это явилось следствием повышенного износа рабочих площадок ведущего вала и окон сепаратора, что привело к работе роликов муфты с перекосом. Повышенные контактные напряжения на локальном участке роликов привели к усталостному выкрашиванию и сколу материала одного из них, что обусловило зависание сепаратора в промежуточном положении и, как следствие, к проскальзыванию комплекта роликов относительно дорожки муфты.
Проскальзывание МСХ левого двигателя привело к срабатыванию автомата защиты свободной турбины левого двигателя и его выключению.
Повышенный износ деталей МСХ обусловлен недостаточной износостойкостью деталей муфты. Мероприятия по повышению износостойкости деталей МСХ, предусмотренные Протоколом совместного совещания Заказчика и Разработчика от 11 сентября 1986 года, в полном объеме не выполнены. |
Выявленные при расследовании недостатки |
процессе расследования выявлены недостатки в технической эксплуатации и ремонте вертолета:
- в нарушение требований п.п. 10.5.1, 10.5.2 и 10.5.5 НТЭРАТ-93 контрольный полет вертолета 29 июля 1998 года после замены главного редуктора и хранения более 3-х месяцев проводился без программы полета и оформления протокола контрольно-испытательного полета;
- после выполнения капитального ремонта в январе 1998 года не проведена тарировка самописца К-2-715 (в формуляре нет отметки о тарировке и отсутствуют тарировочные графики). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной аварии вертолета явился отказ муфты свободного хода левого двигателя из-за низкой износостойкости ее деталей, приведший к выключению левого двигателя.
В сложившейся обстановке экипаж, имеющий малый опыт полетов на вертолете данного типа, не смог обеспечить безопасную посадку. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|