 |
 |
 |
Авария Ан-2ТП Николаевского ОАО в а/п Аян |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: авария
Дата: 20 декабря 1998 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Аян
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: RA-02482
Авиакомпания: Николаевский авиационный отряд
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс по перевозке пассажиров, багажа и почты по маршруту Нелькан-Аян-Нелькан. Самолет эксплуатировался на лыжном шасси.
Предполетная подготовка экипажа была проведена в аэропорту Нелькан. В нарушение п.4.12.3 HПП ГА-85 экипаж предполетный медицинский контроль не проходил, так как руководство НОАО его не организовало. При принятии решения на вылет командир ВС метеодокументацию на руки не получил и в нарушение п.3.6.8 НПП-85 диспетчеру ВМДП-КДП не предъявил.
Перед вылетом на борту находилось 7 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 173 кг груза. Взлетная масса и центровка не выходили за пределы, разрешенные РЛЭ самолета Ан-2. При этом в нарушение раздела 1 "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ан-2", второй пилот не проконтролировал использование привязных ремней пассажирами, в результате были пристегнуты только 2 пассажира.
При ветре 300 град. 6-8 м/с с тенденцией к усилению, КВС принял решение производить взлет с попутным ветром с курсом взлета 125 град, с убранными закрылками, чем нарушил требования главы 2 РЛЭ самолета Ан-2, а также требования п.п.7.3.2 и 7.3.4 НПП ГА-85. В нарушение требований п.7.3.3 НПП ГА-85 взлет производился не от начала ВПП, а от рулежной дорожки (оставшаяся длина ВПП составила 660 м).
При установке взлетного режима двигателя в процессе доворота на курс взлета самолет был выведен правее оси ВПП и получил тенденцию к уклонению вправо, которую в процессе разбега экипажу устранить не удалось. Через 195 м от начала разбега самолет начал пересекать правую кромку ВПП. На запрос второго пилота "Решение?" КВС ответил "Взлетаем" и в нарушение п.7.3.7 НПП ГА-85 продолжил взлет по прилегающему к ВПП участку летного поля. Через 190 м разбега вне ВПП от удара о торос (высотой до 40 см) оторвался хвостовой лыжонок, еще через 95 м в результате выхода основных лыж на открытые участки каменистого покрова летного поля начали разрушаться пирамиды шасси с опусканием носовой части самолета и соударением лопастей воздушного винта о землю. Самолет, пробежав 690 м от места начала разбега, остановился на расстоянии 30 м за торцом ВПП и в 41 м правее кромки ВПП, получив при этом значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Результаты анализа крови, взятые у экипажа после авиационного происшествия показали среднюю степень опьянения командира ВС.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
9 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-02482 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1970 |
Заводской номер ВС |
1G119-25 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Николаевский авиационный отряд |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аян |
Пункт назначения |
Нелькан |
Начальный пункт маршрута |
Аян |
Конечный пункт маршрута |
Нелькан |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
При расследовании авиационного происшествия вскрыты серьезные недостатки в организации и проведении летной работы в Николаевском-на-Амуре ОАО.
Находившийся в аэропорту Нелькан командир эскадрильи самолетов Ан-2 НОАО не обеспечил контроль за соблюдением экипажем предполетного отдыха и организацией данного вылета.
День, в который выполнялся данный полет, в аэропорту Аян был выходным и все функции по обеспечению прилета и вылета самолета осуществлял начальник аэропорта, не имея на то соответствующих допусков, вследствие чего командир ВС в нарушение п.п.7.6.11, 7.6.19 НПП ГА-85, гл.2 РЛЭ самолета Ан-2 выполнил посадку с попутным ветром, превышающим ограничения.
Текущая информация по безопасности полетов до авиационного персонала аэропортов Аян и Нелькан доводится нерегулярно, изменения и дополнения в документы регламентирующие летную работу не вносятся в течение длительного времени. Аэропорты Аян и Нелькан не обеспечены необходимым минимумом нормативных документов ГА России. Недостатки в организации полетов и контроль за их выполнением со стороны командно-руководящего состава НОАО способствуют нарушению отдельными экипажами правил подготовки и выполнения полетов. Так, из-за нарушений экипажем требований документов, регламентирующих летную работу, 21.03.1997г. в авиапредприятии уже имела место катастрофа вертолета Ми-2. Происшедшие события свидетельствуют о низкой эффективности профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в НОАО, а также о снижении контроля за деятельностью Николаевского-на-Амуре ОАО со стороны Дальневосточного МТУ ФАС России.
Приказом руководителя Дальневосточного МТУ ФАС России в свидетельстве пилота погашен талон нарушения № 1, а приказом командира Николаевского-на-Амуре ОАО командир самолета уволен из НОАО. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-02482 явилось управление самолетом командиром ВС в состоянии алкогольного опьянения, сопровождавшегося неадекватными действиями на взлете. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|