|
|
|
Авария Ми-2 Национального аэроклуба респ. Татарстан в Айдарово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 13 марта 1999 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Татарстан, село Айдарово
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-23653
Авиакомпания: Национальный аэроклуб республики Татарстан
|
|
|
|
|
Описание |
КВС выполнял аэровизуальный полет по осмотру территории предстоящих сельскохозяйственных работ. На борту вертолета находились два служебных пассажира. В нарушение требования пункта 7.1.3 НПП ГА-85 один служебный пассажир занимал правое пилотское кресло, не вмешиваясь в управление (ручка управления находилась в нерабочем положении).
После завершения работ, при возвращении на аэродром базирования Куркачи, через 1 час 10 минут полета на истинной высоте 150 метров, по объяснению КВС, произошло падение оборотов правого двигателя ниже 60%, загорелось табло "Отказ правого генератора".
КВС выключил правый двигатель и принял решение произвести вынужденную посадку. На момент события масса вертолета (2805 кг) и центровка (+0,173 м) находились в пределах установленных РЛЭ Ми-2. В первоначальный момент КВС рассчитывал произвести посадку на автодорогу, но ввиду наличия препятствий было принято решение о посадке на поле. С высоты 20-25 м КВС начал гасить поступательную и вертикальную скорости. Касание вертолета с поверхностью глубокого снежного покрова произошло основными стойками шасси с незначительной поступательной скоростью. После опускания передней стойки шасси произошло ее проваливание в снег и опрокидывание вертолета через носовую часть на левый борт. В процессе посадки КВС не учел направление и скорость ветра, который был попутно-боковым слева 2-3 м/сек. Вертолет получил значительные повреждения. Пилот и пассажиры не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-23653 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
547732072 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Национальный аэроклуб республики Татарстан |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В ходе расследования аварии был обнаружен отказ (спекание контактов № 5, 6) реле ТКЕ-52ПК1 системы запуска правого двигателя. Исследования показали, что в случае спекания контактов 5-6 реле ТКЕ-52ПК1 обмотка электроклапана пускового топлива правого двигателя остается под напряжением (открытое положение клапана пускового топлива) при условии, что переключатель выбора запускаемого двигателя установлен в положении "правый". При этом происходит попадание газов из камеры сгорания через пусковую форсунку, по трубопроводам слива топлива, на вход насоса НР-40Т и далее в рабочую форсунку, в результате чего происходит срыв пламени и самовыключение двигателя.
При осмотре вертолета и бортовой документации на месте аварии членами комиссии было обнаружено что:
- на щитке запуска двигателей, переключатель выбора запуска двигателей "ЛЕВЫЙ-ПРАВЫЙ " находился в положении "ПРАВЫЙ";
- в бортовой "Карте контрольной проверки" отсутствует пункт 3.2.1.05 РЛЭ о проверке установки переключателя выбора запуска двигателей в нейтральное положение после запуска (изменение № 35 к РЛЭ вертолета Ми-2 введено в действие с 28 июня 1991 г.). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной аварии явилось сочетание факторов:
- неустановка КВС, переключателя "Выбор запускаемого двигателя" в положение "Нейтрально";
- отказ (спекание контактов) реле ТКЕ-52ПК1;
- невнесение, ответственным лицом ГУП "Национальный аэроклуб Республики Татарстан", в карту контрольной проверки, находившейся на борту вертолета RA-23653 и в РЛЭ Ми-2 пункта 3.2.1.0.5, о проверке нейтрального положения переключателя выбора запускаемого двигателя;
- посадка вертолета с незначительной поступательной скоростью попутным ветром. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|