22 июня 1999 года днем, в горной местности, после взлета с площадки турбазы "Снежный барс" (А-190 град., S = 95 км от н.п. Абаза) произошла авария вертолета Ми-8 RA-24489 авиакомпании "Хакасия" Красноярского МТУ ФСВТ России.
Экипаж был запланирован для полета по маршруту Абакан - площадка Вагонмаш - Таштыл - Еринат - Абакан. В процессе расследования аварии выявлены недостатки в организации предполетной подготовки экипажа: КВС прибыл на предполетную подготовку с опозданием на 55 минут. В связи с этим к подготовке для выполнения полета приступил и принял решение на вылет командир авиаэскадрильи (АЭ). Метеоконсультацию и метеодокументацию получил под роспись второй пилот. КВС после прибытия, получил от командира АЭ указание подготовиться в полном объеме к полету по запланированному маршруту.
После прохождения предполетного медицинского осмотра и в нарушение пп. 3.6.7, 3.6.8 НПП ГА-85, без метеоконсультации и записи в "журнале принятия решения на вылет" КВС прибыл на вертолет. Задание на полет и метеодокументация в это время уже находились на вертолете у второго пилота. Экипаж вылетел на площадку Вагонмаш, не имея заявки на полет от "заказчика", так как в нарушение инструкции МГА № 66/И-86 планирование рейса было выполнено по устной заявке. На площадке Вагонмаш экипаж получил от представителя "заказчика" заявку, где предусматривалась посадка на турбазе "Снежный барс", а также список пассажиров. Посадка на площадке "Снежный барс" предварительным планом полета не предусматривалась и с командованием АЭ не согласовывалась. Турбаза "Снежный барс" расположена южнее предусмотренного маршрута, на удалении 57 км, в горной местности, с превышением горных вершин до 2000 м и не имеет подготовленной для приема вертолетов площадки. КВС ранее на площадку турбазы "Снежный барс" не летал. Взяв на борт 14 пассажиров, не проинформировал службу движения об изменении маршрута полета, в нарушение требований пп. 7.7.1, 10.1.16 НПП ГА-85, экипаж вылетел в район турбазы "Снежный барс" для подбора площадки с воздуха и высадки пассажиров. Прибыв в район турбазы, экипаж, после выполнения контрольного круга произвел посадку с МК 180 град. на подобранную с воздуха площадку. О планируемой посадке на турбазе "Снежный барс" экипаж диспетчеру не доложил. Не выключая двигателей, экипаж высадил пассажиров. Затем в вертолет было загружено 646 кг груза и осуществлена посадка 3-х пассажиров. Взвешивание и оформление загрузки не производилось. Взлетная масса вертолета, по данным комиссии по расследованию АП, составила 9677 кг, центровка + 160 мм, что не выходило за пределы ограничений установленных РЛЭ вертолета Ми-8.
Фактические метеоусловия в районе места посадки были хорошими: малооблачно, температура около +20 град. С, ветер у земли неустойчивый 3-5 м/сек.
Не определив точное направление ветра (данные о ветре экипаж использовал те, которые он определил при заходе на посадку), КВС принял решение производить взлет в сторону повышения рельефа местности на склон горы, покрытой лесом, высотой 20-25 м.
Был выбран метод взлета с разгоном в зоне влияния воздушной подушки. Выполнив контрольное внесение на высоте 2-3 м. КВС приступил к взлету. После разгона и набора высоты 60-70 м по радиовысотомеру, находясь уже за пределами площадки, над склоном горы, экипаж заметил падение поступательной скорости вертолета и прекращение набора высоты. Обороты несущего винта, по его показаниям, снизились с 95% до 90%. В результате набора высоты по недопустимо крутой траектории вертолет достиг минимальной скорости горизонтального полета, когда располагаемая мощность двигателей стала равной потребной и отсутствовал запас мощности двигателей для дальнейшего набора высоты. Не имея возможности произвести посадку по курсу взлета, КВС принял решение развернуться влево на 180 град. в сторону понижения местности. После выполнения разворота на 180 град., со снижением, вертолет начал задевать фюзеляжем и лопастями несущего винта вершины деревьев. Попытка КВС произвести посадку на ограниченную по размерам поляну перед турбазой потребовала энергичных действий по гашению скорости, в результате чего вертолет ударился о землю рулевым винтом, развернулся влево и перевернулся на правый борт. Двигатели экипажем были выключены после опрокидывания вертолета, бортовая электрическая сеть обесточена. Противопожарная система вертолета не использовалась. В результате возникшего пожара вертолет полностью сгорел, экипаж не пострадал, один из пассажиров получил травму.
Замечаний по работе авиационной техники перед вылетом и в полете со стороны экипажа не было. Техническая эксплуатация вертолета проводилась в соответствии с действующей инженерно-технической документацией. Вертолет был подготовлен для полетов в горных условиях.
|