|
|
|
Чрезвычайное происшествие с Ми-2 а/к Мурманские авиалинии в а/п Краснощелье |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 июля 1999 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Краснощелье
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-20952
Авиакомпания: Мурманские авиалинии
|
|
|
|
|
Описание |
2 июля 1999 года в аэропорту местных воздушных линий "Краснощелье" ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", произошло чрезвычайное происшествие: при заправке вертолета Ми-2 RA-20952 произошел пожар, в результате которого погиб авиамеханик.
Командир ВС на вертолете Ми-2 RA-20952 ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", осуществлял перевозку 4-х интуристов по маршруту: Рябога-Краснощелье-Ловозеро-Мурманск.
В аэропорту "Краснощелье" вертолет произвел посадку для дозаправки. После выключения двигателей, остановки несущего винта и высадки пассажиров КВС сообщил заправщику, исполняющему обязанности начальника аэропорта - кладовщика ГСМ, необходимое количество топлива для заправки. После слива отстоя топлива авиамеханик приступил к заправке основного бака вертолета, попросив КВС по его команде выключить насос заправки. Командир вертолета в 7 м от ВС выписывал требование на ГСМ. По объяснению КВС через некоторое время он услышал "хлопок" и увидел, что весь правый борт вертолета от втулки несущего винта до земли объят пламенем. Из-за сильного пламени и высокой температуры КВС не смог отключить насос заправки, поэтому керосин продолжал поступать в заправочный шланг и разливаться под вертолетом, усиливая очаг пожара. Поступление керосина прекратилось, когда из-за короткого замыкания перегорела проводка, идущая к пульту управления насоса. К этому времени было выдано 2000 литров керосина.
Находившийся на КДП радиооператор, увидев пожар, вызвал пожарный расчет из поселка Краснощелье, который прибыл через 20 минут и не оказал влияния на исход пожара. Вертолет полностью сгорел. Заправщик получил ожоги III степени и 7 июля 1999 года скончался в реанимационном отделении Мурманской областной больницы. Командир вертолета не пострадал.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
1 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
на стоянке |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-20952 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
548717064 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Мурманские авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Краснощелье |
Пункт назначения |
Ловозеро |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Мурманск |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Проверка, проведенная 18.06.99 г. (за 13 дней до чрезвычайного происшествия) инженером ГСМ ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", выявила ряд недостатков, нарушений требований "Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче ГСМ" в аэропорту "Краснощелье".
- ограждение склада разрушено, что способствует беспрепятственному проникновению на территорию склада посторонних лиц;
- прокладки на горловины установлены не на всех резервуарах, крышки горловин резервуаров не зачехлены, что способствует загрязнению топлива механическими примесями в виде песка;
- помещение насосной станции, в нарушении правил техники противопожарной безопасности, захламлено, противопожарное оборудование отсутствует;
- топливораздаточный рукав и заправочный пистолет изношены и требуют замены;
- пробы авиатоплива на приемный анализ и содержание ПВК - жидкости отбираются несвоевременно и некачественно.
В акте проверки технического состояния склада ГСМ отмечалось, что при существующем положении и безответственном отношении к авиатопливообеспечению невозможно гарантировать качественную и безопасную заправку ВС в аэропорту "Краснощелье", но должных выводов руководством аэропорта и ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", не было сделано, недостатки своевременно не были устранены.
При расследовании чрезвычайного происшествия комиссией были вскрыты серьезные недостатки в деятельности ОАО "Аэропорт Мурманск", ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", аэропорта "Краснощелье":
- служба ГСМ ОАО "Аэропорт Мурманск" сертификацию не проходила;
- сертификат и лицензия по вопросам топливообеспечения на местных воздушных линиях у ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" отсутствуют;
- отсутствует договор между пожарным отделением поселка Краснощелье и аэропортом "Краснощелье";
- заправочный рукав колонки УЗС-7Б на заправочной площадке аэропорта "Краснощелье" не подвергался ежемесячным гидравлическим испытаниям на герметичность при давлении 1,25 рабочего давления, а также на двойное давление перед установкой (согласно требованиям "Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА");
- заправочный рукав согласно акта проверки технического состояния склада ГСМ от 18.06.99 г., составленного инженером ГСМ ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" Т.П. Котляровой и и.о. начальника аэропорта "Краснощелье" В.А. Совкиным, подлежал замене;
- противопожарный баллон ОУ-25 на заправочной площадке аэропорта "Краснощелье" разряжен, не опломбирован, срок проверки не указан;
- инструктаж по охране труда и технике безопасности с В.А. Совкиным не проводился;
- паспорта на привозимое топливо ТС-1 в аэропорту "Краснощелье" отсутствуют, имеется только текст радиограмм службы ГСМ ОАО "Аэропорт Мурманск" о номере паспорта и содержании жидкости "И-М" в топливе;
- контрольные талоны на выдаваемое топливо отсутствуют;
- отметок о замене фильтроэлементов топливных резервуаров в аэропорту "Краснощелье" нет с 16.04.95 г.;
- журнал учета перепадов давления отсутствует.
Приказом внешнего управляющего ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" № 139 от 09.07.99г. аэропорт "Краснощелье" с 10.07.99 г. переведен в класс посадочных площадок до устранения выявленных недостатков. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Чрезвычайное происшествие произошло из-за разрыва заправочного рукава в процессе заправки вертолета и попадания подаваемого под давлением топлива на выходные патрубки правого двигателя, из-за чего произошло возгорание керосина и вертолета в целом. Вероятной причиной разрушения (разрыва) заправочного рукава является его старение. Чрезвычайное происшествие стало возможным из-за отсутствия должного контроля и невыполнения требований "Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА" со стороны руководства аэропорта "Краснощелье" и ОАО Авиакомпания "Мурманские авиалинии". |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|