29 марта 1999 года, днем, в сложных метеорологических условиях произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24720, принадлежащего Ноябрьскому филиалу авиакомпании "Тюменьавиатранс", подконтрольной Тюменскому МТУ ФАС России.
Экипаж в составе командира вертолета (левое пилотское кресло), проверяющего - исполняющего обязанности пилота-инструктора (правое пилотское кресло), второго пилота и бортмеханика выполнял полет по санитарному заданию из аэропорта Ноябрьск на площадку буровой "Ротор-50". На борту вертолета также находилось шесть медицинских работников.
При принятии решения на вылет КВС вертолета, допущенный к полетам по ПВП и ППП - 150х2000 метров, руководствовался прогнозом погоды АМСГ Ноябрьск, согласно которому в районе полета предусматривались: видимость 3000 метров, дымка, разбросанная разорвано-дождевая облачность на высоте 200...500 метров. Данный прогноз погоды не оправдался.
По объяснению членов экипажа за 10...15 км до буровой "Ротор-50" началось ухудшение видимости до 2000 метров. При этом экипаж вертолета в нарушение требований пункта 5.7.1 НПП ГА-85 в полете допускал снижение на высоту менее безопасной для полетов в равнинной местности.
Согласно зарегистрированным магнитофоном МС-61 переговорам, при осмотре места посадки с высоты 80...90 метров на скорости около 120 км/час, КВС вертолета не установил четкого визуального контакта с ориентирами посадочной площадки.
После выполнения правого разворота экипаж приступил к заходу на посадку при отсутствии надежного визуального контакта с условными ориентирами на площадке. При этом экипаж вертолета не имел четкого представления о своем местоположении и не смог выйти на площадку, после чего принял решение об уходе на второй круг. К моменту выполнения маневра по уходу на второй круг площадка находилась справа сзади на расстоянии около 700 метров от вертолета. Данное обстоятельство свидетельствует о значительном ухудшении погоды в районе площадки "Ротор-50". По объяснению членов экипажа было принято решение произвести посадку на площадку подобранную с воздуха, не долетая до буровой.
В нарушение требований пункта 7.7.13 НПП ГА-85, РЛЭ и Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа вертолета Ми-8 выбранное место посадки предварительно не осматривалось.
В условиях безориентирной, покрытой снегом местности и ухудшенной видимости экипаж вертолета на высоте менее 40 метров потерял визуальный контакт с землей. Действия экипажа по уходу на второй круг были запоздалыми. Пилот-инструктор ошибку КВС не исправил, своевременных действий по уходу на второй круг не произвел.
Вертолет коснулся основными стойками шасси снежного покрова с дальнейшим проваливанием левой стойкой в снег. Удар лопастей НВ о землю и разрушение хвостовой балки привели к вращению вертолета влево и кренению вправо. Вертолет опрокинулся на правый борт, в результате чего пассажиры и второй пилот вертолета получили травмы различной степени тяжести. При расследовании аварии было установлено, что пассажиры и второй пилот ремнями безопасности не пользовались.
В дальнейшем, из-за отсутствия необходимых метеоусловий на месте АП вылет поисково-спасательного вертолета был задержан, а по прилету на место происшествия экипаж поискового вертолета оценил погоду - высота облачности 100 метров, видимость 1000 метров.
|