|
|
|
Авария Ми-8Т Норильского авиапредприятия в а/п Дудинка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 22 мая 1999 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Дудинка
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24182
Авиакомпания: Норильское авиапредприятие
|
|
|
|
|
Описание |
22 мая 1999 года днем при выполнении взлета на аэродроме "Дудинка" потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-24182 Дудинской объединенной авиаэскадрильи Государственного унитарного предприятия "Норильское авиапредприятие" Красноярского МТУ ФСВТ России.
Экипаж выполнял транспортно-связные полеты аэропорт "Дудинка" - гидропорт. При подготовке к полетам экипаж вертолета использовал фактическую погоду Дудинки, которая транслировалась на УКВ метеоканале. По данным наблюдений метеоусловия в аэропорту "Дудинка" были следующими: ветер 180 град. 8...11 м/с, видимость 5000 м, дымка, облачность сплошная 240 м, температура +4 град. С, давление 751 мм рт.ст. По показаниям же очевидцев направление ветра на стояночной площадке, во время авиационного происшествия, соответствовало 210 град....260 град. Установить фактическое направление и силу ветра из-за отсутствия данных внеочередных наблюдений комиссии по расследованию авиационного происшествия не удалось.
Полетная масса и центровка вертолета на взлете составляли соответственно 9398 кг и +120 мм и не выходили за ограничения РЛЭ. После запуска КВС передал управление вертолетом второму пилоту, который приступил к выполнению взлета по "вертолетному" со стояночной площадки с курсом 180 град. Непосредственно после отрыва от площадки вертолет начал разворачиваться влево с развитием правого крена.
Вероятно, из-за недооценки пилотом силы боковой составляющей ветра, величина отклонения правой педали в процессе отрыва вертолета от площадки (примерно на 1/5 хода педалей вправо) оказалась недостаточной для парирования тенденции вертолета к левому развороту, что привело к началу вращения вертолета влево. Правая педаль при этом переместилась вперед, но не дошла до нейтрального положения, что для данных условий было явно недостаточным. Снос вертолета влево к краю бетонной площадки в процессе данного разворота на малой высоте (до 1 м) создал угрозу столкновения вертолета со служебными постройками и оборудованием у края площадки. Желание избежать столкновения заставило КВС вмешаться в управление и отклонить левую педаль на 1/4 общего хода, что с увеличением шага несущего винта до 9 град. привело к резкому увеличению угловой скорости вращения до 20 град/сек и усложнило ситуацию.
Запоздалые попытки экипажа по прекращению левого вращения отклонением педали вправо не дали желаемого результата и вертолет продолжил вращение с ростом угловой скорости до 50 град/сек. Через 8 с после отрыва от площадки и начала левого разворота вертолет, совершив 3/4 винтом с находящейся у края посадочной площадки стационарной аэродромной электроколонкой высотой 1,5 м. В результате разрушения рулевого винта, приведшего к увеличению скорости вращения вертолета влево и возникновению правого крена до 40 град., произошло соударение лопастей несущего винта с поверхностью площадки и конструкцией электроколонки. Разрушенные лопасти несущего винта "обрубили" хвостовую балку вертолета, который к этому времени, совершив около 3-х полных оборотов, опрокинулся на правый борт. Экипаж выключил двигатели, обесточил вертолет, произвел эвакуацию пассажиров и покинул ВС.
В результате авиационного происшествия КВС и три пассажира получили серьезные телесные повреждения и были госпитализированы, остальные члены экипажа и пассажиры пострадали незначительно.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
9 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24182 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1989 |
Заводской номер ВС |
98943290 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Норильское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Дудинка |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Дудинка |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Вращение вертолета относительно вертикальной оси после отрыва явилось следствием неадекватного управления по курсу в процессе выполнения взлета, состоящего в том, что педали с увеличением общего шага винта и возрастанием реактивного момента, находились в левом положении от нейтрали вместо их положения "вправо" на величину, соответствующую реальной разбалансировке вертолета по путевому моменту. Действия второго пилота в данной ситуации свидетельствуют о его неустойчивых навыках пилотирования на взлете при боковом ветре, а также недостаточном контроле за выполнением взлета со стороны КВС. |
Выявленные при расследовании недостатки |
При расследовании авиационного происшествия комиссией вскрыты нарушения при выполнении полетов с площадок экипажами вертолетов Дудинской объединенной авиаэскадрильи и ведении технической документации. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- выполнение взлета вблизи наземных препятствий с не предназначенной для выполнения полетов стояночной площадки при отсутствии фактических данных о величине и направлении ветра;
- неучет экипажем направления и силы ветра, в результате чего, вероятно, было нарушено ограничение по максимальной боковой составляющей ветра на взлете - 5 м/с справа (п. 2.5.2 РЛЭ Ми-8);
- несоразмерные управляющие действия второго пилота, производившего взлет, по балансировке вертолета в поперечной и азимутальной плоскостях, выразившиеся в чрезмерном отклонении ручки циклического шага вправо и недостаточном отклонена правой педали;
- отсутствие контроля КВС за управляющими действиями второго пилота в момент отрыва и несвоевременное вмешательство в управление вертолетом (нарушение требований пп. 2.4.2., 2.4.4. НПП ГА-85). |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|