26 февраля 2000 года, днем, в 5-ти км северо-восточное аэродрома "Смоленск - Южный" произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 RA-15694 авиакомпании "Смоленскаэротранс", подконтрольной МТУ Центральных районов ФСВТ России.
Экипаж выполнял полет по заявке заказчика "Лентрансгаз" по маршруту: аэродром "Смоленск - Южный" - посадочная площадка ГРС (газораспределительная станция) - н.п. Кардымово - н.п. Лосево с целью доставки двух служебных пассажиров к месту аварии на газопроводе.
Фактическая погода на момент авиационного происшествия: ветер 2м/сек, облачность 8 октантов, снег, видимость 3000м, НГО=170м, температура -8 градусов по Цельсию, давление 737мм.рт.ст. соответствовала метеоминимуму КВС.
Взлетная масса 3350 кг и центровка +0,120 метра не выходили за пределы ограничений РЛЭ вертолета Ми-2.
Согласно заявке экипаж должен был забрать служебных пассажиров на площадке ГРС. При заходе на посадку КВС принял решение выполнять посадку на площадку подобранную с воздуха, в связи с тем, что вертолетная площадка на ГРС не была подготовлена заказчиком для посадки пассажиров (проход пассажиров к площадке был затруднен из-за снежного покрова толщиной 43 см).
По показаниям КВС, при зависании на высоте 8-10 метров образовался снежный вихрь. КВС занял высоту 8 метров и приступил к подготовке площадки методом раздува снежного покрова. После установления надежного визуального контакта с землей КВС продолжил снижение для выполнения посадки. Однако на высоте 2...1,5 метра снова образовался снежный вихрь.
Из показаний членов экипажа следует, что КВС имел постоянный контакт с землей, а проверяющий при повторном попадании в снежный вихрь потерял контакт с земными ориентирами и ему показалось, что вертолет стал смещаться влево, в сторону деревьев. Проверяющий отклонил ручку управления вправо, не информируя о вмешательстве в управление. Вертолет начал смещаться вправо. КВС, определив вмешательство проверяющего в управление вертолетом, некоторое время оказывал сопротивление, а затем перестал активно пилотировать, хотя сообщения проверяющего: "Управление взял" не было. Проверяющий, почувствовав сопротивление на ручке управления без доклада: "Управление отдал" в свою очередь тоже прекратил пилотирование. Вертолет фактически не управляемый экипажем, с правым креном и смещением вправо столкнулся с землей, получив при этом серьезные повреждения. КВС получил незначительные травмы, проверяющий не пострадал.
|