6 января 2000 года, днем, в простых метеоусловиях, в 10 км от аэропорта Сургут произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24187 авиакомпании "Тюменьавиатранс".
Экипаж вертолета выполнял полет по срочному санитарному заданию по маршруту Сургут-буровая 51-Сургут. На борту вертолета находились два медицинских работника. Полетная масса воздушного судна при взлете составляла 10292 кг, центровка + 164мм, что не выходило за пределы ограничений, установленных РЛЭ Ми-8.
Прогноз погоды по району полета: ветер у земли 80° 8м/с, температура -38°С, видимость 4000 метров, снег, облачность слоистая с высотой нижней границы 500 метров, давление 758 мм.рт.ст.
В результате расшифровки записей средств объективного контроля, зарегистрированных БУР-1-2Ж установлено, что после взлета вертолета из аэропорта Сургут был выполнен набор высоты с разгоном скорости. Горизонтальный полет выполнялся на высоте около 100 метров и скорости 200км/час. Через 4 минуты после взлета (по показаниям членов экипажа и пассажиров) появился посторонний шум в районе хвостовой балки и началась сильная вибрация конструкции вертолета. Из-за вибрации корпуса хвостовой балки вертолета большой интенсивности произошло разрушение платформы крепления защитного бортового накопителя ЗБН-1 системы регистрации параметров полета БУР-1-2Ж и обрыв штепсельного разъема электропитания. По той же причине был сорван с аморт. рампы и частично поврежден аппарат записи 1Ф01 бортового магнитофона МС-61, в результате чего запись полетной информации прекратилась.
При возникновении тряски вертолета КВС уменьшил скорость до 160км/час и перевел вертолет на снижение с разворотом на курс 90° (против ветра) для выполнения вынужденной посадки, о чем доложил службе УВД аэропорта Сургут. На высоте около 40 метров и скорости 50км/час начался самопроизвольный разворот вертолета влево. Уменьшением общего шага НВ и полным отклонением правой педали КВС пытался прекратить вращение вертолета. Эти действия результата не дали. Определив по поведению вертолета отказ путевого управления, КВС принял решение выключить двигатели (для прекращения вращения вертолета) и произвести посадку на самовращении НВ. Перед приземлением, для уменьшения вертикальной скорости. КВС увеличил общий шаг НВ до максимального значения, но из-за малой высоты и дефицита времени полностью погасить ее не удалось. Вертолет в посадочном положении, без поступательной скорости и боковых перемещений, грубо приземлился на редколесье.
При этом часть хвостового редуктора с рулевым винтом отделилась от вертолета и упала в снег на удалении 3,3 метра от концевой балки. В результате повышенной вертикальной скорости снижения при приземлении экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
При осмотре ВС после авиационного происшествия было обнаружено отсутствие хвостового отсека на лопасти № 2 рулевого винта, что вызвало разбалансировку РВ с последующей вибрацией вертолета.
Комплект лопастей изготовлен 26.05.94г. ММЗ "Вперед", установлен на вертолет 14.06.94г. и наработал с начала эксплуатации 491 час.
|