11 декабря 1999 года, ночью, в простых метеоусловиях, при взлете с вертодрома Сергино потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22617, принадлежащий авиационной транспортной компании (АТК) "Тюменьавиатранс". Экипаж выполнял транспортно - связной полет с целью доставки пассажиров и груза по маршруту: Игрим-Светлый-Сергино-Светлый-Игрим. После посадки на вертодроме Сергино вертолет был загружен продуктами питания весом 2500 кг (согласно загрузочной ведомости). На борту также находился один служебный пассажир, сопровождавший груз. Груз перед загрузкой не взвешивался, его вес учитывался по маркировке стандартных упаковок. Загрузка была прекращена, когда по подсчетам агента СОП масса груза достигла заявленной (2500 кг). Величину фактической массы груза комиссии установить не представилось возможным, по причине его частичной утраты в результате повреждения (вылилось содержимое разбитых бутылок, разорванных пакетов) и возможного частичного хищения.
В нарушение требований п. 7.14.3 РЛЭ вертолета Ми-8 после запуска двигателей прогрев, опробывание их и руление экипаж производил без включения ПОС двигателей и воздухозаборников в положение "РУЧНОЙ".
За прошедшие сутки в районе вертодрома Сергино отмечался слабый ливневый снег и за пределами взлетно-посадочной площадки (30 м х 30 м) на летном поле вертодрома имелся слой свежевыпавшего снега, что создавало условия для образования снежного вихря при взлете по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки.
Анализ средств объективного контроля показал, что при контрольном висении, после отделения вертолета от земли и зависании на высоте 3-м частота вращения несущего винта уменьшилась с 96 % до 91 %, а в дальнейшем при разгоне скорости в зоне влияния воздушной подушки до 89 % на взлетном режиме, что указывает на превышение максимальной загрузки для выбранного метода взлета. В данном случае рациональным решением было бы снять часть груза. Однако, при наличии признаков превышения максимально-допустимого взлетного веса для данных ycловий, КВС и нарушение требовании и. 7.7.14 НПП ГА-85 п.п. 4.9 РЛЭ вертолет Ми-8 принял решение выполнять взлет в условиях возможного образования снежного вихря с Maccoй вертолета, не позволявшей маневрировать на висении вне зоны влияния воздушной подушки.
В процессе разгона скорости при выполнении полета в зоне влияния подушной подушки, после выхода за пределы очищенной от снега взлетно - посадочной площадки вертолет попал в зону снежного вихря.
Экипаж потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и представление о пространственном положении вертолета, о чем свидетельствует интенсивное нарастание углов крена (до 9 град. влево) и тангажа (до 7 град. на пикирование). Достаточно энергичное пикирование и кренение вертолета при одновременном уменьшении частоты вращения ИВ сопровождалось потерей высоты. В результате вертолет с левым крепом столкнулся с замерзшей заболоченной поверхностью и опрокинулся на левый борт. Вертолет получил серьезные повреждения. Экипаж и пассажир не пострадали.
|