28.08.2000г. днем, в простых метеоусловиях, при выполнении посадки на вертолетную площадку ледокола "Капитан Драницин" произошла авария вертолета Ми-2 RA-14274, эксплуатируемого Государственным унитарным Новгородским авиапредприятием, подконтрольным Северо-Западному МТУ ФСВТ России.
Командир вертолета выполнял полеты по перевозке пассажиров (иностранных туристов) с борта ледокола на берег мыса Спорый Наволок (остров Новая Земля) и обратно.
Имеющиеся у Новгородского ГУАП лицензии давали право на выполнение нерегулярных пассажирско-грузовых перевозок, воздушных съемок, наблюдений и патрулировании на вертолетах Ми-2. Для выполнения полетов с борта ледокола "Капитан Драницин" Новгородским ГУАП был заключен договор, предусматривающий "авиационное обеспечение круизных рейсов в Арктике". При этом разработанная и утвержденная в Северо-Западном МТУ ФСВТ России Инструкция по производству полетов вертолетов Ми-2 на выполняющем круизные рейсы ледоколе "Капитан Драницин" не предусматривала экскурсионные полеты вертолета Ми-2 с туристами на борту. Выполнение полетов с борта ледокола с пассажирами на борту вертолета Ми-2 является грубым нарушением требований РЛЭ.
Кроме этого, в нарушение требований п. 7.7.13 НПП ГА и п.4.7.1 0.1(3) РЛЭ вертолета Ми-2 при выполнении полетов на берег на борту вертолета отсутствовал дополнительный член экипажа (или работника ИАС) для обеспечения посадок на подобранные с воздуха посадочные площадки.
По объяснению старшего авиагруппы (командира вертолета Ми-2), одновременно выполняющего функции диспетчера-информатора, фактическая погода в месте дрейфа ледокола была: ветер юго-западный 6 м/с, видимость более 10 км, облачность средняя, верхняя, температура +6°С, давление 752 мм.рт.ст.. Специалисты АМСГ аэропорта Амдерма прогноз погоды по району полетов не составляли, так как запроса на метеообеспечение с ледокола не получали.
Командир воздушного судна приступил к перевозке туристов с ледокола на берег мыса Спорый Наволок, находившийся в 2 км от ледокола, и обратно, не имея прогноза погоды в районе полетов и диспетчерского разрешения на использование воздушного пространства, чем были нарушены требования п.3.6.8, 5.5.1 и 10.1.9 НПП ГА-85.
При выполнении второго полета с берега на ледокол на борту вертолета находилось 8 пассажиров. В нарушение требований п.3.1.1 0.3(7) РЛЭ вертолета Ми-2 полетная масса при этом составляла 3530 кг, что превышает максимально допустимый вес 3300 кг для условий обеспечения безопасного полета над водным пространством при отказе одного двигателя.
Заход на посадку на вертолетную площадку ледокола, расположенную на его кормовой части, осуществлялся в секторе, запрещенном инструкцией по производству полетов на ледоколе "Капитан Драницин". При этом направление и скорость ветра КВС не запрашивал. В нарушение требований п.5.5.1 0.3(4) РЛЭ вертолета Ми-2, заход на посадку производился с попутно-боковым ветром.
Диспетчер-информатор в нарушение требований п.2.2.2 Должностной инструкции диспетчера информатора неклассифицированого аэропорта (№16/И от 13.04.83г.), не сообщил командиру ВС о ветровой обстановке. По его объяснению, он наблюдал за заходом вертолета на посадку, однако мер по информированию КВС о допускаемых нарушениях не принял.
По показаниям КВС, на высоте 40-30 метров над водной поверхностью началось увеличение вертикальной скорости снижения вертолета. Для её уменьшения был увеличен шаг несущего винта, а на высоте 12-10 метров вертолет был переведен в горизонтальный полет с гашением поступательной скорости до 20 км/час.
По показаниям очевидцев, аварии вертолет приближался к борту вертолета практически на уровне вертолетной площадки. Такой метод захода на посадку не соответствует требованиям п.5.5.1 0.3(6) РЛЭ вертолета Ми-2, однако командир ВС не предпринял попыток по уходу на второй круг.
В результате допущенных при заходе на посадку нарушений при подходе к правому борту ледокола вертолет столкнулся колесом правой основной стойкой шасси с ограждением (комингсом) вертолетной площадки высотой 1,5 метра и опрокинулся на правый борт. При этом пять пассажиров и командир вертолета получили травмы различной степени тяжести.
|