Экипаж выполнял перелет по маршруту: аэродром Саранск - площадка в районе населенного пункта Малые Алабухи Воронежской области для выполнения авиационно-химических работ. На борту самолета находились два служебных пассажира.
Подготовка к выполнению АХР командно-руководящим составом ГП "Саранский ОАО" была организована неудовлетворительно.
Срок действия допуска КВС на выполнение АХР истек 04 апреля 2000 года.
До перелета площадка специалистами авиапредприятия не осматривалась и подготовка ее к приему самолета лицами КЛС не контролировалась. В результате площадка оказалась неподготовленной к выполнению полетов (боковые и концевые полосы безопасности не оборудованы, границы асфальтобетонной ИВПП флажками не размечены, снег при уборке был смещен на 4,5 м. за левый край полосы с курсом посадки 210°, в результате чего образовался снежный вал высотой до 125 см.).
При проведении 04.04.2000г. предварительной подготовки, в нарушение требований п.3.10 Руководства по АХР в ГА, "Инструкция по производству полетов в районе МДП аэродрома Воронеж" и "Инструкция по производству полетов в районе площадки для АХР вблизи н.п. Малые Алабухи" экипажем не изучались из-за их отсутствия.
В действиях командно-руководящего состава авиапредприятия отмечена непоследовательность и несогласованность, 05.04.2000г. командир ГП "Саранский ОАО" телеграммой № 051135 запретил работу своим экипажам в Воронежской области в связи с отсутствием в Приволжском МТУ "Инструкции по производству полетов на АХР на территории Воронежской области" и лицензии на производство АХР. Самолет Ан-2 RA-31486, согласно телеграммы МТУ Центральных районов от 05.04.2000г. № 051105, в списке допущенных к выполнению АХР в Воронежской области не значился. Однако 06.04.2000г. руководство авиационной эскадрильи оформило экипажу задание на полеты для выполнения авиационно-химических работ.
На предполетной подготовке KB С был ознакомлен с прогнозом погоды, согласно которому ветер у земли по Воронежской области имел значения: 120°, 9 м/сек. порывы до 14 м/сек. Таким образом, при посадочном курсе 210° (30°) боковая составляющая ветра на площадке н.п. Малые Алабухи превышала допустимое значение и не соответствовала требованиям п.5.5.12.1 НПП ГА-85 для принятия решения на вылет. КВС принял решение на вылет с нарушением указанных требований по причине того, что у экипажа отсутствовала информация о направлении ИВПП аэродрома посадки.
Полет по маршруту был осуществлен без особенностей.
После выхода в район площадки Малые Алабухи и обнаружения ИВПП КВС для определения боковой составляющей ветра прогноз погоды не использовал, визуально определить ее величину правильно не смог и принял решение на выполнение посадки с курсом 210 град. при боковой составляющей ветра, превышающей ограничение, установленное РЛЭ самолета Ан-2.
После приземления экипаж не смог выдержать направление пробега из-за сильного бокового ветра. Самолет выкатился влево за пределы ИВПП, столкнулся со снежным валом и скапотировал. Экипаж и пассажиры не пострадали, воздушное судно получило значительные повреждения.
|