Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2Р Красноярской базы авиалесоохраны
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 августа 2000 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, близ Байкита
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-32718
Авиакомпания:  Красноярская база авиационной охраны лесов
 


Описание
    2 августа 2000 года днем, при выполнении экипажем самолета Ан-2 RA-32718, принадлежащего государственному учреждению "Красноярская база авиационной охраны лесов" (ГУ "КБАОЛ") Красноярского МТУ ФСВТ России, поисково-съемочного полета в горной местности на предельно малых высотах произошло столкновение самолета со склоном холма, поросшим лесом. В результате авиационного происшествия самолет получил значительные повреждения, находившиеся на борту люди не пострадали.
    Экипаж самолета в составе КВС, проверяющего - командира АЭ и штурмана-аэросъемщика - старшего штурмана ЛО выполнял полет с целью аэрогеофизической съемки по заявке Северо-Енисейской геофизической партии гравиметрической экспедиции № 3. При полете на борту ВС находились 2 служебных пассажира: операторы по обслуживанию аэрогеофизической аппаратуры.
    КВС и проверяющий последний раз аэрогеофизическую съемку выполняли соответственно 06.02.97г. и 26.12.97г., после чего по данному виду работ полетов не выполняли. На основании требований п.6.4.8 РОЛР-87 (при наличии перерывов в выполнении авиационных работ более 6 месяцев) с командиром АЭ должна быть проведена соответствующая наземная и летная подготовка для восстановления навыков, однако этого не бьло сделано. Таким образом, полет по данному виду работ выполнялся экипажем, не прошедшим соответствующей подготовки.
    Взлетная масса составила 5252 кг, центровка 25,6% САХ, что не выходило за пределы ограничений РЛЭ. Полет до участка аэрогеофизической съемки выполнялся на высоте 900 метров без отклонений.
    К выполнению аэрогеофизической съемки с "огибанием" рельефа местности экипаж приступил в 8.30, снизившись с эшелона 900 метров до истинной высоты 50-75м, что является нарушением п.3 гл. 6.3 Руководства по съемочным работам, так как в горной местности минимально допустимая высота полета равна 75 м, при диапазоне высот 75-100 м.
    К этому времени место второго пилота занял штурман, в соответствии с требованиями п.2 Руководства по съемочным работам, место КВС - проверяющий, КВС находился между креслами пилотов.
    В процессе полета экипаж при радиообмене передавал информацию только о месте работы и о времени очередного выхода на связь, о продлении срока действия прогноза погоды не запрашивал. В 10.00 срок прогноза погоды, имеющийся у экипажа истек, таким образом дальнейший полет проходил с нарушением требований п. 10.1.9. НПП ГА-85. Прогноз погоды к этому времени изменился и не соответствовал требованиям полетов по ПВП.
    Диспетчер аэропорта "Байкит" в нарушение п.5.3.16. НПП ГА-85 и п.4.17. Технологии работы диспетчера МДП, несмотря на получение нелетного прогноза погоды, не предпринял попытки выйти с экипажем на связь для информирования об изменении метеообстановки.
    В 10.13 экипаж приступил к выполнению заключительного (седьмого) маршрута съемок. Так как траектория полета в вертикальной плоскости реализовывалась пилотом с учетом изменения рельефа местности, первоначально выполнялось снижение самолета (вниз по склону) с углом наклона траектории около -5° на истинной высоте 65 м с небольшим разгоном скорости от 210 до 220 км/ч.
    Переход самолета из снижения в набор высоты (вверх по склону) выполнялся на истинной высоте 65 м с изменением угла наклона траектории от -4,5° до +7,7°. Скорость полета к этому моменту уменьшилась с 200 км/ч до 195 км/ч и эта тенденция к уменьшению скорости в дальнейшем оставалась неизменной. На подъеме средний угол наклона рельефа местности изменялся от 5,5° до 17,5° и в среднем составил 8°.
    Располагаемой мощности силовой установки и кинетической энергии самолета оказалось недостаточно для набора высоты по траектории, обусловленной повышением рельефа местности, и после достижения скорости 115 км/ч самолет вышел на второй режим полета, перешел в режим парашютирования и столкнулся с лесным массивом.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-32718
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1985
Заводской номер ВС 1G212-23
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Красноярская база авиационной охраны лесов
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие было обусловлено сочетанием следующих неблагоприятных факторов:
    - нарушение командно-руководящим составом ГУ "КБАОЛ" требований РОЛР-87 и НПП ГА-85, выразившееся в допуске экипажа к выполнению аэрогеофизической съемки без соответствующей подготовки, с утраченными навыками после длительного перерыва по данному виду работ;
    - нарушение проверяющим требований Руководства по съемочным работам в части выдерживания минимально допустимой высоты полета;
    - ошибочные действия экипажа, не обеспечившие необходимого запаса скорости при полете с огибанием рельефа местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.