|
|
|
Авария Ми-8Т а/к Алорса в Ленском районе Якутии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 16 мая 2001 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Саха-Якутия, Ленский район, пос. Южная Нюя
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24240
Авиакомпания: Алроса
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял авиационно-спасательные работы по оказанию помощи пострадавшим от наводнения в районе города Ленек. Второй пилот в составе экипажа отсутствовал, его функции выполнял проверяющий, командир звена.
После прохождения предполетной подготовки экипаж произвел взлет из аэропорта Ленек для осмотра затопленных участков города и выполнения авиационно-спасательных работ.
Для высадки спасенного пассажира экипаж выполнял посадку на площадку, подобранную с воздуха, находящуюся в пределах населенного пункта. Активное пилотирование осуществлял командир вертолета. На борту вертолета находились три пассажира, коммерческий груз отсутствовал. Посадочная масса вертолета составляла 9052 кг, центровка +168 мм, что не выходило за пределы ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ми-8.
Безусловных оснований для приземления вертолета в населенном пункте не было. С точки зрения более безопасной посадки предпочтительнее была бы площадка на окраине населенного пункта, где меньше вероятность встречи с неожиданными препятствиями.
При осмотре площадки экипаж не заметил телефонных проводов, натянутых над выбранной площадкой на небольшой высоте в месте планируемой посадки. Следует отметить, что обнаружение экипажем указанных проводов при осмотре площадки с воздуха из-за их малого сечения (около 3 мм) и черного неконтрастного цвета оплетки по отношению к темной земле было практически исключено.
На удалении от предполагаемого места посадки около 40 м истинная высота вертолета над уровнем площадки составляла 5...6 м и телефонные провода стали проецироваться на контрастном фоне неба. Пилотирующий командир вертолета, производивший расчет на посадку и концентрировавший внимание на земле, проводов не заметил. Однако проверяющий, находившийся на правом рабочем месте, внезапно увидел приближающееся препятствие.
Для предотвращения столкновения с проводами рефлекторным и несоразмерным отклонением ручки управления циклическим шагом на себя проверяющий значительно увеличил угол тангажа на кабрирование с 2,5° до 19° и одновременно увеличил общий шаг НВ до 12°. В это время хвостовая балка вертолета находилась над забором, высота которого составляла около 2-ух м, и резкое изменение пространственного положения вертолета привело к соударению с препятствием лопастей рулевого винта, что повлекло за собой их полное разрушение. К моменту соударения рулевого винта с препятствием высота полета вертолета составляла примерно 4,5 м.
Значительное повреждение рулевого винта вертолета вызвало сильную вибрацию, приведшую к разрушению концевой балки, и, как следствие, к аэродинамической разбалансировке воздушного судна, его неуправляемому вращению и кренению вправо. Вертолет столкнулся с землей и опрокинулся на правый борт. Экипаж предпринял меры по экстренному выключению двигателей, что предотвратило возникновение пожара на земле. Члены экипажа и пассажиры в результате авиационного происшествия телесных повреждений не получили.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24240 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
26.05.1987 |
Заводской номер ВС |
98730805 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Поисково-спасательный |
Авиакомпания |
Алроса |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Кроме того, особое внимание следует обратить на недостатки, выявленные при расследовании авиационного происшествия с вертолетом Ми-8 RA-24240, не оказавшие непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияющие на безопасность полетов в целом:
- в штате Мирнинского авиапредприятия состоит всего один помощник командира по безопасности полетов, чего явно недостаточно при большой территории ответственности (7 аэропортов);
- в нарушение п.2.3.3. ПРАПИ-98 носители средств объективного контроля были извлечены из накопителей и сняты с воздушного судна до прибытия комиссии и без участия представителей правоохранительных органов без оформления соответствующей документации. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8 RA-24240 явилось соударение лопастей рулевого винта с препятствием, приведшее к разрушению конструкции воздушного судна и его столкновению с землей в процессе захода на площадку, подобранную с воздуха. Авиационное происшествие произошло вследствие сочетания следующих факторов:
- недостаточной осмотрительности экипажа при выполнении посадки на подобранную с воздуха площадку в пределах населенного пункта;
- наличия в месте посадки необозначенных в полетных картах телефонных проводов, заметить которые из-за их малого сечения и неконтрастного по отношению к подстилающей поверхности цвета при предварительном осмотре площадки с воздуха экипаж не мог;
- резкого изменения проверяющим пространственного положения вертолета (увеличения угла тангажа до 19° на кабрирование) на малой высоте при попытке избежания столкновения с внезапно попавшим в поле зрения препятствием в непосредственной близости по курсу посадки.
Фактором, способствовавшим ошибочным действиям экипажа, могло быть притупление внимания и снижение способности к его распределению вследствие усталости пилотов, обусловленной высокой летной нагрузкой за последние трое суток и общим повышением нервно-эмоционального напряжения в связи со стихийным бедствием. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|