|
|
|
Авария Ми-2 а/к Ржевка в Мурманской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 июня 2001 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Мурманская область, район реки Сидоровка
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-23380
Авиакомпания: Ржевка
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета выполнял полет по перевозке пассажиров (иностранных туристов) по маршруту посадочная площадка "Варзина" - район реки Сидоровка с целью рыбной ловли. Кроме двух членов экипажа на борту вертолета находилось шесть пассажиров, заправка составляла 500 литров. Взлетная масса вертолета составляла 3483 кг, центровка +95 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-2 ограничения.
Перед вылетом с площадки "Варзина" КВС получил следующий прогноз погоды: ветер на 500 метров 310° 40 км/час, у земли 280° 5 м/с, порывы 11 м/с, температура +6°С. По квадратам № 1, 2, 3 (где предполагалось произвести посадку) ветер 310° 10 м/с, порывы 17 м/с, видимость 10 км, временами ливневой дождь, видимость 3 км, кучево-дождевая облачность, турбулентность. Прогноз погоды по району полетов оправдался.
В нарушение требований п. 4.7.1.01(3) РЛЭ вертолета Ми-2 выполнение посадки на подобранную с воздуха площадку на берегу реки Сидоровка осуществлялось без предварительного прохода над ней с целью осмотра и определения условий посадки.
В полете бортмеханик находился в пассажирском салоне у стенки радиоотсека и не выполнял обязанности члена экипажа при заходе на посадку и посадке в нарушение требований РЛЭ и Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2.
В результате допущенных нарушений при выполнении посадки КВС не учел состояния площадки, направления и скорости ветра, а также орографические особенности района посадки (каньон с возвышенностями до 200 метров), не исключающие возможность изменения направления и скорости ветра. Посадка вертолета осуществлялась с попутным ветром.
По объяснению КВС на высоте 5-6 метров произошла "просадка" вертолета. После касания земли передняя стойка шасси провалилась в мягкий грунт, что в сочетании с сохранившейся после "просадки" поступательной скоростью вызвало развитие пикирующего момента вертолета. Развитию пикирующего момента также способствовало перемещение вперед непристегнутых, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-2, пассажиров. После отделения вертолета от земли, произошло его повторное приземление с углом тангажа на пикирование примерно 45° с касанием земли кабины экипажа и лопастей несущего винта. Вертолет опрокинулся на правый борт и получил при этом значительные повреждения.
В результате авиационного происшествия пассажиры получили травмы различной степени тяжести, экипаж не пострадал.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
6 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-23380 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
24.08.1984 |
Заводской номер ВС |
548823084 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Ржевка |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
При расследовании выявлены многочисленные грубые нарушения правил выполнения полетов в авиапредприятии "Ржевка".
Руководством авиапредприятия "Ржевка" был заключен договор с заказчиком на выполнение авиационных работ без согласования с Северо-западным ОМТУ воздушного транспорта Минтранса России. При этом полеты в полярных районах были организованы неудовлетворительно.
В нарушение требований договора между авиапредприятием "Ржевка" и заказчиком, посадочная площадка в районе реки Сидоровка, на которую регулярно выполнялись полеты, заказчиком оборудована не была.
Экипаж не был обеспечен неприкосновенным запасом продуктов питания. Инструктаж экипажей, прибывающих в аэропорт Мурманск для выполнения работ на Кольском полуострове, проводился не в полном объеме: не проводился инструктаж со стороны штурманской и метеорологической службы. В результате отсутствия надежной и бесперебойной связи экипажи допускали передачу сообщений о работе другого экипажа без связи с ним.
В задании и заявке на полет экипажу вертолета Ми-2 RA-23380 в качестве цели полета было указанно выполнение аэровизуальных работ. Фактически экипаж выполнял транспортно-связные работы по перевозке пассажиров. При этом на вертолете была демонтирована общая спинка шестиместного пассажирского дивана. В результате этого пассажиры в полете не могли пользоваться привязными ремнями.
Вес и центровка, указанные в задании на полет (3513 кг, +165 мм), не соответствовали фактической загрузке вертолета. Анализ отчетов о предыдущих полетах показал, что расчет центровки перед полетами не производился, а переносился из отчета в отчет. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- нарушение экипажем требований П.4.7.1.01(3) и РЛЭ вертолета Ми-2 выразившееся в выполнении захода на посадку без предварительного определения состояния площадки;
- выполнение посадки с попутным ветром, наиболее вероятно превышающим ограничения РЛЭ вертолета Ми-2;
- нарушение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2, выразившееся в невыполнении бортмехаником своих обязанностей при заходе на посадку. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|